Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:14, курсовая работа
Целью работы является раскрыть сущность несовершенной конкуренции и изучить различные её виды, особенности антимонопольного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Проанализировать явление несовершенной конкуренции. 2) Дать подробную характеристику всем видам несовершенной конкуренции.
3) Выявить преимущества и недостатки несовершенной конкуренции, ее следствия.
4) На конкретном примере рассмотреть деятельность фирмы, представляющей неконкурентную рыночную структуру.
5) Изучить антимонопольное регулирование в стране, рассмотреть трудности , с которыми сталкиваются государственные органы на пути осуществления антимонопольного регулирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несовершенной конкуренции.
Отличие несовершенной конкуренции от совершенной.
Виды несовершенной конкуренции
Монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Глава 2 Практическая часть
2.1 Деятельность фирмы монополиста на примере ОАО «РЖД»
2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»
Глава 3 Особенности антимонопольного регулирования в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
С 30 октября 2013 года началось регулярное движение двухэтажных поездов на маршруте Москва—Сочи[41].
14 ноября 2013 года президент ОАО «РЖД» объявил о намерении полностью отказаться от перевозки пассажиров в плацкартных вагонах. Процесс будет поэтапным и займёт не менее 10 лет. Помимо России, плацкартные вагоны в 2013 году используются только в Китае, Индии и Монголии[42].
Однако имеются и минусы в деятельности ОАО «РЖД». Центром изучения общественного мнения был проведен опрос, в котором людям предлагалась проголосовать за один из пунктов .
Рисунок 1 иллюстрирует итоги голосования
2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»
Эволюционный подход к реформе железных дорог в России, когда государство фактически берет на себя ответственность за соблюдение порой противоречивых интересов бизнеса и социальных потребностей общества, полностью оправдался. Этот принцип компания намерена сохранить и на последующих этапах реформирования, с тем, чтобы динамичное развитие экономики страны надежно опиралось на работу ОАО «РЖД».
Но нельзя не замечать и то, что в последнее время наметилось отставание от программы реформирования отрасли. Не последней причиной этого является то, что дальние пассажирские перевозки приносят компании значительные убытки - порядка 30 млрд.руб. в год. Казалось бы, поскольку компания полностью государственная, государство и должно компенсировать эти убытки.
В этих условиях ОАО «РЖД» предлагает сохранить перекрестное субсидирование до тех пор, пока проблема не будет решена. Возможно и создание федеральной пассажирской дирекции как дочерней компании ОАО «РЖД». Это необходимо для того, чтобы в случае какой-либо неудачи дочерней компании РЖД могло поддержать ее и не переносить тяжесть реформирования - в виде повышения цен на билеты - на плечи пассажиров. В любом случае проблему надо решать, с тем ,чтобы она не стала тормозом на пути развития российских железных дорог.
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.
Конкуренция – это такая цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить; не отстать от него, именно это создаёт мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом .
Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в регулировании, в чем и заключается актуальность данной темы.
Следует заметить, что монополия может существовать не во всех отраслях. Так английский экономист Джоан Вайолет Робинсон, исследуя монополию, выделила отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позднее они стали называться «отрасли естественной монополии». Дж. Робинсон отнесла к таким отраслям электроэнергетику, железнодорожный транспорт и газовую промышленность, объясняя это тем, что: «В данных отраслях отсутствуют предпосылки для конкуренции».
Антимонопольное регулирование, рассматривается как система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии .
Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а так же другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами .
В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).
Антимонопольное регулирование в России.
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены три основных цели своей деятельности:
Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.
В условиях несовершенной конкуренции особенно велика роль государства в установлении социально справедливых цен. В РФ, несмотря на большое количество государственных чиновников эта функция государства выполняется слабо, то есть там, где существует монополия имеют место высокие цены. К сожалению, в информационных материалах отсутствует структура цен пассажирских перевозок ОАО «РЖД», только указано, что пассажирские перевозки убыточны, а убытки покрываются за счет грузоперевозок. Проведем аналогии на примере рынка пассажирских авиаперевозок. В РФ авиаперевозки осуществляют множество авиакомпаний, то есть можно сказать, что это уже признак монополистической конкуренции. В таблице 3 ниже приведены сравнительный анализ цен на железнодорожные и авиабилеты при перевозке на различные расстояния.
Пункт отправления. Пункт прибытия |
ЖД купе В одну сторону |
Авиа Экономкласс Туда и обратно |
Москва Владивосток |
12388 162 часа |
13600 8 часов |
Нижний Новгород Москва |
1500-2000 3,5-7 часов |
4458 1 час |
Москва Новосибирск |
6500-4000 47 часов |
11291 4 часа |
Из таблицы 3 следует, что
1)при перевозках на 300- 500 км на 20- 30 % дешевле перевозки железнодорожным транспортом
2)при перевозках на 2500-3000 км на 10-60 % дешевле авиаперевозки
3)при перевозках на 7000
км авиаперевозки дешевле
Это даже без учёта временных
затрат.
Приведённый пример показывает, что появление любой конкуренции приводит к резкому снижению стоимости услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе была рассмотрена несовершенная конкуренция, её виды. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров.
При олигополии несовершенство рынка значительно и основывается на немногочисленности действующих на нём фирм.
Монополия это господство на рынке одного производителя. При монополии конкуренция невозможна. Близкие к совершенной конкуренции условия наблюдаются в секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Рынок, унаследованный РФ от СССР отличается высокой степенью монополизации, а во многих отраслях чисто монопольный рынок (ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «РЖД» РАО «ЕЭС») Монополия сопряжена с большим количеством опасных явлений для экономики страны : завышенные цена, неэффективное производство, отсутствие саморегуляции рынка
При этом большую роль играет государство, антимонопольное регулирование и законодательство. Но это с учётом высокого уровня коррупции и практически полного отсутствия борьбы с ней, приводит к ещё более благоприятным условия для процветания коррупции. Одним из важнейших направлений экономической реформы настоящего времени в России является демонополизация и развитие конкуренции. Будем надеяться, что меры, принятые государством, в этом направлении окажутся эффективными и что экономика нашей любимой России получит новый рывок в её развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Обществознание: / под ред. О.С.Белокрыловой, В.И. Филоненко. – Изд. 18-е.- Ростов н/Д :Феникс, 2013.- С. 337-338.
Малкина М.Ю., Экономическая теория Часть II. Макроэкономика – Нижний Новгород. Изд-во ННГУ, 2009. -234 с.
Малкина М.Ю.. Экономическая теория Часть I. Микроэкономика – Нижний Новгород. Изд-во ННГУ, 2009. –С. 230-245.
Сажина М.А. Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Норма,2003г.
pass.rzd.ru/timetable/publik/
www.rambler-avia.ru
А.С. Булатов., Экономика, 3-е изд. М: Юрист, 2012 г.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 3-х т. СПб: Экономическая школа ГУВШЭ, 2008
Введение в экономическую теорию. (Учебное пособие) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. ( 2009, 210с.)
История экономики. (Учебное пособие) Шевчук Д.А. (2009, 305с.)
Микроэкономика. (Учебно-метод. компл.) Максимова В.Ф. (ЕАОИ; 2009, 204с.)
Экономическая теория. (Учебник) Под ред. Лобачевой Е.Н. (2012, 516с.)