Нетарифные методы ВЭД в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ нетарифных методов ВЭД.
Для выполнения поставленной цели, выделяются следующие задачи:
Рассмотреть основные виды нетарифных методов регулирования ВЭД
Изучить нетарифные методы ВЭД в РФ
Описать перспективы развития нетарифных методов ВЭД в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Совокупность нетарифных методов ВЭД 4
2. Использование нетарифных методов во внешнеэкономической политике РФ 9
3. Перспективы развития нетарифных методов регулирования ВЭД 13
Заключение 15
Библиографический список 16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по основам ВЭД.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время система нетарифных ограничений  в РФ претерпела структурные изменения. Если раньше (90-е года) основными нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго2) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры3).

На современном  этапе развития государство стремится  регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой слаженный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

  1. товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;
  2. товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
  3. товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;
  4. товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;
  5. товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.

В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы.

Импортные квоты в России действуют в целях защиты внутреннего рынка и часто устанавливаются после отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной продукции или проведенных антидемпинговых расследований, в частности в отношении импорта из Украины стальных труб большого диаметра4 (2002 г.). Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с начала 2003 г. квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года5. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.

В последние годы в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн т (в 2001 -2002 гг.) до 3,95 млн т в 2005 г. Ставка таможенной пошлины в рамках квоты установлена на уровне 0,095 €/кг, или 5% таможенной стоимости. Объемы ввоза сверх квоты облагаются пошлиной в размере 30%.

Лицензирование импорта в России осуществляется в соответствии с  указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных  природных камней и металлов, ядерных материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 – 2000 гг. действовали квоты и лицензии на ввоз цветных телевизоров из Японии. В настоящее время в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО.

«Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений  России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам  российской стали на их рынок после проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство, ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.

Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением  компаниями обязательств по поставкам  топлива на внутренний рынок.

 

  1. Перспективы развития нетарифных методов регулирования ВЭД

В целях интеграции экономики России в мировую экономику, Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в  перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

В настоящее время  Правительство России уделяет большое  внимание проекту Федеральной программы  развития экспорта России, основной целью  которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать  меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;

По итогам проведенного анализа  эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. Такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

В результате проведенного анализа  можно сделать вывод, что на сегодняшний  день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой  слаженный механизм;

В третьей главе были рассмотрены перспективы использования нетарифных ограничений в РФ в процессе присоединения России к ВТО. Однако, сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в России и во многих других странах с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Однако и условия, как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

 

Библиографический список

  1. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Текст]: Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ (ред. от 22.08.2004).
  2. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Текст]: постатейный комментарий к Федеральному Закону / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. – 2005.
  3. «О мерах по защите российского птицеводства» [Текст]: Постановления Правительства РФ от 23.01.2003г. № 48 (ред. от 30.12.2004) № 49, 50 «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ» в счет 90% объема говядины, свинины соответственно.
  4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007. – 586с.
  5. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006. – 348с.
  6. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма [Текст]:. // МЭ и МО. – 2003. - №3.

1 Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма [Текст]:. // МЭ и МО. – 2003. - №3. С27-28

2 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ Статья 21 ФЗ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

3 Статья 27, там же.

4 Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: Учебник. М.: Экономистъ. – 2006, стр.491.

5 Постановления Правительства РФ от 23.01.2003г. № 48 (ред. от 30.12.2004) «О мерах по защите российского птицеводства», № 49, 50 «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ» в счет 90% объема говядины, свинины соответственно.


Информация о работе Нетарифные методы ВЭД в РФ