Обеспечение экономической безопасности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:24, доклад

Краткое описание

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей. Для решения её немаловажную, если не решающую роль, играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов. Под экономической безопасностью предприятия (фирмы, организации) понимают защищенность научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от внешних и внутренних экономических угроз и способность к воспроизводству при эффективном использовании всех его ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.64 Кб (Скачать файл)

 

Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Статья 15. «Формы недобросовестной конкуренции». Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

 распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

 некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

 получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 

Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года "Об электронной цифровой подписи" Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая Статья 857. Банковская тайна

 Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

 Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

 В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

 

Утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 г. № БГ-3-28/96 и зарегистрирован в Минюсте РФ 26 марта 2003 г. № 4335 «Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов». Настоящий документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ вступивший в силу с 01.01.1997 года содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. Большая часть преступлений, посягающих на экономическую безопасность предприятия в части, касающейся защищенности хозяйственной деятельности, в новом УК РФ криминализована впервые (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ). За остальные виды преступлений, входящих в эту группу, законодатель счел возможным установить более суровые (строже) наказания (ст.178, 180 УК РФ). Изучение соответствующей группы норм показывает, что в отдельных случаях законодатель допустил явную, недооценку общественной опасности организованных форм преступных посягательств на экономическую безопасность предприятия. Например, санкция ч.2 ст. 178 УК РФ (монополистические действия и ограничение конкуренции в форме устранения с рынка хозяйствующих субъектов, совершенные организованной группой) не позволяет отнести данное преступление к тяжким. Соответственно в борьбе с данным видом посягательства на безопасность предприятия не могут быть использованы нормы об ответственности за организацию или участие в преступном сообществе (ст.210 УК РФ).

 

В большинстве случаев к ним относятся:

 воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст. 169 УК РФ);

 лжепредпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям (ст. 176 УК РФ);

 незаконное получение кредита (ст.176 УК РФ);

 незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);

 незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст.183 УК РФ);

 злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ);

 неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);

 преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);

 фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

 

29 июля 2004 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне». Первоначально документ был принят Государственной думой в ноябре 2003 г. и отклонен Советом Федерации, после чего была создана согласительная комиссия. Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации и других участников регулируемых отношений. В законе прописаны вопросы предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Кроме того, регламентируются вопросы охраны конфиденциальности информации, прописаны вопросы ответственности за нарушение закона.

 

В этом разделе приведена лишь небольшая часть законодательных актов, касающихся обеспечения экономической безопасности предприятия. Но даже приведенные примеры дают основание полагать, что законодатель и в дальнейшем будет уделять должное внимание проблемам экономической безопасности предпринимательства.

 

 

 

 

 

Проблемы измерения, оценки и анализа экономической безопасности

Понятие экономической безопасности предприятия является комплексным и затрагивает практически все функциональные области деятельности предприятия, и при оценке экономической безопасности ряд положений оценки пересекается с отдельными видами деятельности предприятия. Это касается, прежде всего, формулирования стратегических интересов предприятия и их количественной интерпретации. Эти положения оценки экономической безопасности затрагивают область стратегического управления предприятием, и если на предприятии разработаны и приняты к реализации соответствующие функциональные стратегии (инновационная, ресурсная, инвестиционная, маркетинговая), то их цели должны корреспондироваться с формулировкой стратегических интересов предприятия в рассматриваемой функциональной области деятельности, а показатели, характеризующие цели стратегии, должны соответствовать количественной оценке стратегических интересов предприятия. Установление такого соответствия является очень важным, поскольку именно с его помощью обеспечивается единство методической базы организации управления предприятием.

 

Для обеспечения единого подхода к оценке степени соблюдения интересов предприятия необходимо обеспечить единство характера используемых значений показателей, т.е. выбрать вид показателей — фактические или плановые. Эти виды показателей имеют разный статус достоверности. Фактические показатели характеризуются самым высоким уровнем достоверности, поскольку они фиксируют результаты уже прошедших процессов производства и реализации продукции. Менее высокий уровень достоверности имеют плановые показатели ввиду их природы — они отражают предполагаемое состояние предприятия и предполагаемые результаты его деятельности. Наконец, наименьший уровень достоверности при надлежит показателям количественной оценки интересов предприятия, поскольку они характеризуют некие гипотетические результаты работы предприятия. К расчету этих показателей предъявляются наиболее высокие требования с точки зрения их достоверности и обоснованности, поскольку они являются базой оценки степени соблюдения интересов пред приятия. Для повышения достоверности оценки степени соблюдения интересов предприятия особенно тщательно необходимо подходить к рас чету показателей, количественно характеризующих полное соблюдение интересов предприятия. Так, полученная оценка степени соблюдения интересов предприятия в сфере инвестиционной поддержки его деятельности тем реальнее, чем более тщательно определена величина потенциально возможных инвестиционных ресурсов.

 

Источниками информации для анализа и оценки экономической безопасности могут быть: каталог факторов риска и рисковых ситуаций; личный опыт руководителей предприятия и специалистов; прогнозная информация; материалы ревизий, аудита, проверок налоговой службы, лабораторного и врачебно-санитарного контроля, печати, объяснительных и докладных записок, совещаний, переписки, получаемые в результате личных контактов; бухгалтерский учет и отчетность; статистические данные; сведения о конкурентах, партнерах, поставщиках и потребителях; материалы маркетинговых исследований о состоянии рынка; сведения правоохранительных органов о криминальной обстановке; экономическая, политическая, демографическая и т. д. ситуации в стране и регионе; платежеспособность покупателей и т. п.

 

Цели системы оценки и анализа экономической безопасности - определение объектов, на которые воздействует тот или иной вид угрозы или риска. Для оптимального выбора наиболее предпочтительного варианта действий по управлению риском важно иметь четкую информацию и о том, какой объект подвергается риску. Это может быть и информация, и какой-то объект, и персонал, и руководители фирмы, и прибыль предприятия и т. д. Владея этой информацией и зная реальную степень защищенности объекта, можно рассчитать потребность в объеме необходимых сил и средств для предотвращения риска, выработать правильные меры по защите объекта.

 

Система оценки и анализа экономической безопасности включает в себя совокупность последовательных, взаимосвязанных между собой блоков, этапов деятельности, систематизированных и приспособленных (сориентированных) к этим задачам методик, методов, моделей, дающих возможность выявить, оценить и уменьшить воздействие хозяйственного риска до приемлемого уровня с минимальными затратами корпоративных ресурсов.

 

 

 

 

Угрозы экономической безопасности предприятия

Все факторы риска, опасности и угрозы могут быть сгруппированы по различным классификационным признакам. Так, в зависимости от возможности их прогнозирования следует выделить те опасности или угрозы, которые можно предвидеть или предсказуемые; и непредсказуемые. К первым относятся те, которые, как правило, возникают в определенных условиях, известны из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой.

 

Опасности и угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера. Это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

 

В зависимости от возможности предотвращения выделяют факторы форс-мажорные и не форс-мажорные. Первые отличаются непреодолимостью воздействия (войны, катастрофы, чрезвычайные бедствия, которые заставляют решать и действовать вопреки намерению). Вторые могут быть предотвращены своевременными и правильными действиями. По вероятности наступления все деструктивные факторы (появление зоны риска, вызов, опасность, угроза) можно разделить на явные, т. е. реально существующие, видимые, и латентные, т. е. скрытые, тщательно замаскированные, трудно обнаруживаемые. Они могут проявиться внезапно. Поэтому их отражение потребует принятия срочных мер, дополнительных усилий и средств.

 

Опасности и угрозы могут классифицироваться и по объекту посягательства: персоналу, имуществу, технике, информации, технологиям, деловому реноме и т. д. По природе их возникновения можно выделить: политические, экономические, техногенные, правовые, криминальные, экологические, конкурентные, контрагентские и др.

 

В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, опасности и угрозы можно подразделить на вызывающие трудности, значительные и катастрофические. А по степени вероятности — невероятные, маловероятные, вероятные, весьма вероятные, вполне вероятные. В. П. Мак-Мак разделяет угрозы по признаку их отдаленности по времени: непосредственная, близкая (до 1 года), далекая (свыше 1 года) и в пространстве: на территории предприятия; прилегающей к предприятию; на территории региона, страны; на зарубежной территории [54. С. 3].

 

Наибольшее распространение в науке получило выделение опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку различают внутренние и внешние. Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Они не связаны с его производственной деятельностью. Как правило, это такое изменение окружающей среды, которое может нанести предприятию ущерб. Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, его персонала. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе производства и реализации продукции и могут оказать свое влияние на результаты бизнеса. Наиболее значительными из них являются: качество планирования и принятия решения, соблюдение технологии, организация труда и работа с персоналом, финансовая политика предприятия, дисциплина и многие другие.

 

Как внутренних, так и внешних факторов риска огромное количество. Это обусловлено прежде всего тем разнообразием связей и отношений, в которые обязательно вступает предприятие. В ходе материальных, финансовых, информационных, кадровых и других связей происходит обмен, потребление и перемещение сырья, материалов, комплектующих изделий, машин, оборудования, инвестиций, технологий, денежных средств, и т. д.. Все эти связи и отношения возникают в конкретных политических, социально-экономических, природно-климатических и других условиях, которые сложились как в масштабах всей страны, так и на уровне определенного конкретного региона. Именно конкретная ситуация в том или ином населенном пункте, регионе, где действует предприятие, может оказать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности.

Информация о работе Обеспечение экономической безопасности предприятия