Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 22:40, доклад
Актуальность темы исследования. В условиях цивилизационных трансформаций российского общества и глобализации экономической жизни реформирование отечественной экономики, в частности региональной, постепенно теряющей высокотехнологичные производства и приобретающей устойчивую сырьевую направленность, связано с кардинальной перестройкой структуры экономики, обеспечивающей ее качественную динамику, высокие темпы экономического роста и конкурентоспособность. Объективная необходимость реструктуризации экономического пространства страны обусловлена также существенным физическим и моральным износом основных фондов, не соответствующих современным требованиям, особенно в условиях возрастания конкуренции на мировых рынках товаров и услуг, низкими потребительскими характеристиками значительной части производимой отечественной продукции, товаров и услуг, неспособностью рыночных отношений в регионах обеспечивать нормальное воспроизводство и т. д.
На основе проведенных межрегиональных сравнений отмечается, что проблемные (отсталые и депрессивные) регионы развиваются преимущественно на основе дотаций из федерального бюджета и в силу того, что финансовая поддержка носит, как правило, уравнительный характер, у регионов нет стимула к эффективному экономическому росту и к самостоятельному развитию, используя внутренние резервы и возможности. Лидерами российского постиндустриального развития сегодня являются, прежде всего, Москва, Санкт-Петербург, а также нефтедобывающий район Северо-Западной Сибири, к ним постепенно начали «подтягиваться» крупнейшие мегаполисы страны и столицы ведущих регионов: Екатеринбург, Уфа, Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Хабаровск, Омск, Красноярск, Пермь, Челябинск, Волгоград. Предполагается, что именно эти мегаполисы вместе с Москвой и Санкт-Петербургом станут основными эпицентрами концентрации национальных ресурсов России и «локомотивами» ее масштабного прорыва. Экономики перечисленных городов и регионов на сегодняшний день имеют достаточно диверсифицированную структуру. Что касается регионов с моноструктурной экономикой, им предстоят глубокие структурные изменения и проведение диверсификации, направленные, прежде всего, на развитие инновационных и наукоемких производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
Структурные изменения в экономике региона рассматриваются на примере Республики Башкортостан. В настоящее время экономика республики характеризуется многоотраслевой структурой с высокими показателями комплексности развития и уровнем диверсификации. Башкортостан, один из немногочисленных субъектов-доноров бюджетной системы Российской Федерации, входит в группу регионов, уровень развития которых выше среднего по стране. В структуре экономики Республики Башкортостан наибольшая доля ВРП приходится на обрабатывающие производства (28,0%) и торговлю (16,0%), затем следуют транспорт и связь (11,0%), сельское хозяйство (6,0%) и добыча полезных ископаемых (9,0%).
В диссертации представлен детальный анализ динамики отраслей и видов экономической деятельности за 2004–2010 гг. Так за 2004–2010 гг. значительно сократились доли следующих видов экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство с 11,1% до 6,0%; добыча полезных ископаемых – с 11,9% до 9,0%; обрабатывающие производства – с 29,6% до 28,0%. За тот же период увеличились доли таких отраслей, как оптовая и розничная торговля с 10,5% до 16,0%; транспорт и связь – с 9,4% до 11,0%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг с – 5,3% до 6,0%; государственное управление – с 2,4 % до 4,0%; образование – с 3,6% до 4,0%; здравоохранение с – 3,6% до 4,0%, наблюдался незначительный рост строительства – с 6,1% до 6,4%. Сокращение, в частности, удельного веса сельского хозяйства связано с низкой рентабельностью данной отрасли, незавершенностью процесса интенсификации и индустриализации сельскохозяйственного производства и др. Республика обладает богатой минерально-сырьевой базой, ведущей отраслью добывающей промышленности является нефтедобыча. Снижение уровня добычи полезных ископаемых связано как с мировым финансовым кризисом 2008 г., так и с недостаточным объемом инвестиций в технологическое перевооружение отрасли, отработанностью многих месторождений угля, железных руд и газа и др. На сокращение доли обрабатывающих производств повлияло множество факторов: сказались и мировой финансовый кризис 2008 г., и изношенность основных фондов, и неконкурентоспособность отечественной продукции и т. п. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды остается без существенных изменений в структуре ВРП республики. Удельный вес строительства в валовом региональном продукте, в течение последних лет сохранявший стабильные позиции, с 2009 г. начал сокращаться. Динамично развивается потребительский рынок. Доля транспорта и связи в ВРП сохраняется на неизменном уровне. Интенсивно развиваются информационные, телекоммуникационные системы и связь, улучшается их качественный состав, расширяется мультисервисная сеть и т. д. Удельный вес операций с недвижимым имуществом в структуре остается без изменений. Государственное управление демонстрирует значительную динамику за рассматриваемый период. Республика является крупным региональным образовательным и научным центром Российской Федерации, занимает одно из передовых мест по объемам средств, выделяемых на науку. В числе главных приоритетов государственной политики Башкортостана находятся вопросы развития здравоохранения. Существенных изменений в динамике данного вида экономической деятельности не наблюдается. Развитие денежно-кредитной и банковской систем происходит в русле общероссийских тенденций и занимает в структуре ВРП Башкортостана 0,3% в 2010 г., в России – 0,6% по сумме валовых добавленных стоимостей субъектов федерации. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в структуре ВРП республики остается без значительных изменений. В настоящее время интенсивно развиваются новые виды услуг, наблюдается устойчивый рост объема платных.
В целях определения направления и скорости структурных изменений в работе предлагается анализировать показатели, отражающие динамику экономической структуры: масса, индекс массы и скорость структурного сдвига (табл. 1–4). Масса структурного сдвига рассчитывается по следующей формуле:
где P1 – значение исследуемой величины в текущем периоде, %; P0 – значение исследуемой величины в базовом периоде, %.
Индекс, показывающий изменение массы структурного сдвига за определенный промежуток времени, рассчитывается по следующей формуле:
где M1 – масса структурного сдвига в исследуемом периоде, %.
Скорость структурного сдвига, отражающая изменение массы структурного сдвига в единицу времени, рассчитывается как отношение массы структурного сдвига к промежутку времени его протекания и показывает изменение структурного показателя, например, за год:
где T – время протекания структурного сдвига, годы.
Таблица 1
Масса структурных сдвигов по видам экономической деятельности в экономике Республики Башкортостан за 2005–2010 гг., в %
Вид экономической деятельности |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-0,7 |
-1,1 |
-0,7 |
-0,3 |
1,5 |
-3,8 |
Добыча полезных ископаемых |
0,8 |
0,0 |
-0,2 |
-0,7 |
-3,8 |
0,8 |
Обрабатывающие производства |
-1,9 |
1,1 |
-1,1 |
0,8 |
-6,8 |
6,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-0,5 |
0,2 |
0,1 |
-0,5 |
0,7 |
-0,3 |
Строительство |
0,5 |
-0,5 |
0,9 |
-0,4 |
-0,1 |
-0,1 |
Оптовая и розничная торговля |
0,0 |
0,0 |
2,2 |
2,4 |
1,6 |
-1,0 |
Гостиницы и рестораны |
-0,1 |
0,0 |
0,1 |
-0,1 |
0,1 |
0,0 |
Транспорт и связь |
0,7 |
0,8 |
-0,9 |
-1,1 |
1,9 |
0,1 |
Финансовая деятельность |
0,0 |
-0,1 |
0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Операции с недвижимым имуществом,
аренда |
1,7 |
-0,9 |
-0,5 |
-0,2 |
1,6 |
-0,4 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование |
0,1 |
0,7 |
0,3 |
-0,1 |
0,8 |
-0,3 |
Образование |
-0,2 |
-0,2 |
0,1 |
0 |
1,1 |
-0,6 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
-0,3 |
0,0 |
-0,1 |
0,1 |
1,1 |
-0,6 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-0,1 |
0,0 |
-0,2 |
0,0 |
0,2 |
-0,1 |
Таблица 2
Индекс массы структурных сдвигов
по видам экономической деятельности
в экономике Республики Башкортостан
за 2005–2010 гг., в долях единицы
Вид экономической деятельности |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-0,06 |
-0,11 |
-0,08 |
-0,03 |
0,18 |
-0,39 |
Добыча полезных ископаемых |
0,07 |
0,00 |
-0,02 |
-0,06 |
-0,32 |
0,10 |
Обрабатывающие производства |
-0,06 |
0,04 |
-0,04 |
0,03 |
-0,24 |
0,29 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-0,13 |
0,06 |
0,03 |
-0,14 |
0,22 |
-0,08 |
Строительство |
0,08 |
-0,08 |
0,15 |
-0,06 |
-0,02 |
-0,02 |
Оптовая и розничная торговля |
0,00 |
0,00 |
0,21 |
0,19 |
0,11 |
-0,06 |
Гостиницы и рестораны |
-0,08 |
0,00 |
0,09 |
-0,08 |
0,09 |
0,00 |
Транспорт и связь |
0,07 |
0,08 |
-0,08 |
-0,11 |
0,21 |
0,01 |
Финансовая деятельность |
0,00 |
-0,50 |
0,00 |
1,00 |
0,50 |
0,00 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
0,32 |
-0,13 |
-0,08 |
-0,04 |
0,30 |
-0,06 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование |
0,04 |
0,28 |
0,09 |
-0,03 |
0,24 |
-0,07 |
Образование |
-0,06 |
-0,06 |
0,03 |
0,00 |
0,33 |
-0,14 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
-0,08 |
0,00 |
-0,03 |
0,03 |
0,33 |
-0,14 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-0,08 |
0,00 |
-0,18 |
0,00 |
0,22 |
-0,09 |
Таблица 3
Индекс массы структурного сдвига по видам экономической деятельности
в экономике Республики Башкортостан за 2004–2010 гг., в долях единицы
Вид экономической деятельности |
Значение за 2004–2010 гг. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-0,46 |
Добыча полезных ископаемых |
-0,26 |
Обрабатывающие производства |
-0,05 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-0,08 |
Строительство |
0,05 |
Оптовая и розничная торговля |
0,50 |
Гостиницы и рестораны |
0,00 |
Транспорт и связь |
0,16 |
Финансовая деятельность |
0,50 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
0,25 |
Государственное управление |
0,63 |
Образование |
0,06 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,06 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-0,17 |
Таблица 4
Скорость структурных сдвигов по видам экономической деятельности
в экономике Республики Башкортостан в % за 2004–2010 гг.
Вид экономической деятельности |
Значение за 2004–2010 гг. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-0,85 |
Добыча полезных ископаемых |
-0,52 |
Обрабатывающие производства |
-0,27 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-0,05 |
Строительство |
0,05 |
Оптовая и розничная торговля |
0,87 |
Гостиницы и рестораны |
0,00 |
Транспорт и связь |
0,25 |
Финансовая деятельность |
0,02 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
0,22 |
Государственное управление |
0,25 |
Образование |
0,03 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
0,03 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
-0,03 |
Из полученных данных следует, что, например, за 2004–2010 гг. наибольшими темпами сократились сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство и добыча полезных ископаемых, немного медленнее обрабатывающие производства и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Наиболее быстрыми темпами росла оптовая и розничная торговля, немного медленнее – транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, государственное управление.
Динамика отраслевой структуры экономики республики прослеживается также через структуру экспорта и импорта товаров. В структуре экспорта республиканской промышленности лидирующие позиции занимает продукция топливно-энергетического комплекса. Удельный вес в экспорте инновационной продукции еще очень мал. В структуре импорта товаров преобладают поставки машин и оборудования, химических продуктов, металлов и изделий из них. Таким образом, современное состояние структуры экспорта и импорта свидетельствует об отсутствии положительных сдвигов и трансформаций в отраслевой структуре экономики Республики Башкортостан: продолжается интенсивное развитие сырьевых секторов экономики при низких темпах производства конечной конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высокой добавленной стоимостью. Данную тенденцию подтверждает и структура инвестиций в экономику республики по видам экономической деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Структура инвестиций в основной капитал в разрезе отдельных видов экономической деятельности в Республике Башкортостан в 2011 г.
Как показали результаты исследования, наибольшая доля инвестиций направлена на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь. В структуре обрабатывающего производства наибольшая доля инвестиций направляется на производство кокса и нефтепродуктов (48,8%), а также химическое производство (19,1%), а на производство машин, электронного и оптического оборудования, обработку древесины и производство изделий из дерева, резины и пластмассы направлено 10,5% всего объема инвестиций в обрабатывающие производства. Аналогичная ситуация, как исследуется в работе, наблюдается и в структуре иностранных инвестиций. Таким образом, существующая структура экономики Республики Башкортостан, несмотря на достаточно высокий уровень диверсификации, сохраняет свою сырьевую направленность и полупродуктовую специализацию, обусловленные запасами углеводородного сырья и минеральных ресурсов, и, безусловно, требует коренных изменений.
Эффективность структуры экономики определяется, прежде всего, тем, насколько динамика экономических процессов соответствует объективным приоритетам качественного общественного развития. Структура экономики может быть признана эффективной, если имеет место повышение основных параметров функционирования экономики, соответствие закономерностям развития постиндустриальной экономики, современным критериям развития мегаэкономики в условиях глобализации, а также соответствие производимой продукции потребностям общества. Как установлено в ходе исследования, совершенствование структуры экономики региона предполагает смещение акцентов с развития отраслей, утративших свое сравнительное преимущество, на отрасли, способные обеспечить долговременные стимулы развития, стабилизировать экономику, инициировать ее дальнейшее динамичное развитие, а также перераспределение ресурсов из неперспективных в стратегическом плане отраслей в отрасли, обозначенные в качестве перспективных и приоритетных.