Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Тема моей курсовой работы значимая и является актуальной так как: Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников, таких как Милтон Фридман, до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон. Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов истагфляция.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1………………………………………………………………4
Понятие совокупного спроса………………………………….4
Понятие совокупного предложения…………………………..8
Макроэкономическое равновесие…………………………….16
Глава 2………………………………………………………………21
2 Состояние и перспективы развития Российской экономики….21
Заключение………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике готовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  высшего образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Выксунский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине:  Макроэкономика

 

на тему:  Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил: Ефремов К.П.  

 

                                               Группа № 4-Б31ЭК1/19

                                                       

 

 

 

                                                                   Проверил: к.э.н., доцент Цветков М.А.

 

 

г. Выкса

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1………………………………………………………………4

    1. Понятие совокупного спроса………………………………….4
    2. Понятие совокупного предложения…………………………..8
    3. Макроэкономическое равновесие…………………………….16

Глава 2………………………………………………………………21

2 Состояние и перспективы развития Российской экономики….21

Заключение………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Модель AD-AS (англ. Aggregate Demand - Aggregate Supply model - модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Тема моей курсовой работы значимая и является актуальной так как: Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников, таких как Милтон Фридман, до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон. Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов истагфляция. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму. В своей курсовой работе хочу затронуть такие понятия как: Совокупный спрос. Детерминанты совокупного спроса.

Совокупное предложение. Классический и восходящий отрезок кривой совокупного предложения. Детерминанты совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие. Влияние изменения совокупного спроса и совокупного предложения на динамику реального ВВП и уровень цен.

Состояние и перспективы развития Российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава 1

1.1 Понятие совокупного  спроса

Совокупный спрос - желание и возможность домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграничных партнеров приобрести суммарное количество товаров и услуг при сложившемся уровне цен (при прочих равных условиях). Совокупный спрос является зависимостью между количеством произведенной продукции, на которое предъявляется покупательский спрос, и общим уровнем цен. Совокупный спрос — это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальные объемы производства, которые внутренние потребители, фирмы и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВВП, который приобретут покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП они купят. Таким образом, уровень цен и реальный объем ВВП, на который предъявлен спрос, находятся в обратной, или отрицательной, зависимости друг от друга.

Совокупный спрос складывается из следующих основных компонентов:

AD = C + I + G + NX

C - потребительские расходы

I – инвестиционных расходов

G – государственных расходов

NX – чистый экспорт

Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически (в системе координат (P; Y)) в виде кривой с отрицательным наклоном. Кривая совокупного спроса в макроэкономическом анализе строится с учетом обратной зависимости реального объема производства (реального ВВП или выпуска (Y) и уровня цен (Р) или дефлятора) рис 1

 

4

Рис 1

На обратную зависимость между уровнем цен и реальным объемом внутреннего продукта, который будет куплен, указывает нисходящая кривая совокупного спроса. Анализ рис. 1. свидетельствует, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар. Объяснения данной причины отклонения различны. Нисходящий характер этой кривой определяется иными причинами, нежели характер кривой спроса на отдельный товар, который объясняется эффектами дохода и замещения. Объяснение отрицательного наклона кривой в экономической теории принято связывать со следующими тремя важнейшими факторами: Эффект процентной ставки — с повышением уровня цен увеличивается спрос на деньги и повышается процентная ставка, вследствие чего сокращается величина спроса (реальный объем произведенного продукта). Снижение реальной денежной массы влечет повышение ставки процента как цены денег. Но чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. В открытой экономике повышение ставки процента повлечет за собой приток иностранной валюты в связи с тем, что инвесторам будет обеспечиваться более высокая доходность их денежных активов в данной стране. Вследствие чего произойдет укрепление национальной валюты и уменьшение чистого экспорта (NX),

 

5

т. е. и сокращение совокупного спроса. Эффект реальных денежных запасов, или эффект богатства, эффект реальных наличных средств — изменение уровня цен влияет на реальную стоимость, покупательную способность, накопленных финансовых активов общества (наличные деньги, срочные счета, облигации и др.), имеющих постоянную номинальную стоимость. Уменьшение реальных денежных запасов (реального богатства) ведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен. Этот процесс отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса. Эффект импортных закупок — при повышении уровня цен в стране товары и услуги зарубежного производства становятся значительно дешевле,

что приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Уменьшение объема экспорта увеличивает объем импорта, и в целом компонент чистого экспорта сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса. Относительное же снижение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе, т. е. роста совокупного спроса. Ценовые факторы действуют таким образом, что изменяется реальный объем ВВП, что выражается в движении вдоль кривой AD. На характер кривой совокупного спроса влияют также неценовые факторы, или детерминанты совокупного спроса, т. е. экзогенные (внешние) факторы, вызывающие смещение кривой АD. Неценовые факторы действуют таким образом, что вызывают изменения характера совокупного спроса, что выражается в сдвиге кривой AD вправо или влево. Неценовых факторов ученые в области экономической теории выдвигают достаточно много.

Детерминанты совокупного спроса можно сгруппировать следующим образом:

 

 

 

6

1. Потребительские расходы (факторы, связанные с изменением

благосостояния):

—рост населения;

—рост доходов (благосостояния) потребителей;

—ожидания потребителей (изменения в ожиданиях);

—задолженность потребителей (изменение в размере задолженности);

—налоги (изменение в подоходном налоге).

2. Инвестиционные расходы (факторы, влияющие на уровень инвестиционных

расходов):

—процентные ставки;

—перспективы получения прибыли на капитал (ожидаемые прибыли от

инвестиций);

—налоги на бизнес (уровень налогов);

—технологический уровень производства;

—избыточные производственные мощности.

3. Государственные расходы и  налогообложение (вызываются преимущественно

политическими решениями руководства страны).

4. Расходы на чистый экспорт:

—динамика и уровень доходов в стране (национальный доход зарубежных

стран);

—изменение валютного курса;

—политические решения.

 

 

 

 

 

7

1.2 Понятие совокупного предложения

Совокупное предложение - величина продукта (объем выпуска), реально производимого всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен. Модель совокупного предложения графически (в системе координат (Р; Y) можно представить в виде кривой с положительным наклоном, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен. ( рис. 2 )

 

 

 

 

 

Закон совокупного предложения заключается в следующем: повышение уровня цен создает для предприни

мателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня цен приводит к сокращению объема производства. Таким образом, уровень цен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой или положительной, зависимости друг от друга. Существует четыре модели совокупного предложения. Во всех четырех моделях совокупного предложения представлено в виде:

 

8

Y = Y + α (P – Pe),

α > 0,

где Y — величина выпуска,

α — естественная величина выпуска,

P — уровень цен 

Pe — ожидаемый уровень цен.

1. Модель совокупного предложения  при жесткой заработной плате.

Неожиданные изменения цен приводят к отклонению величины реальной заработной платы от целевого значения. Изменение величины реальной заработной платы, в свою очередь, оказывает влияние на масштабы использования трудовых ресурсов и величину выпуска.

2. Модель неверных представлений  работников. Отклонение цен от  ожидаемого уровня заставляют пересмотреть решение о предложении труда.

3. Модель несовершенной информации. Цены превосходят ожидаемые, поставщики  полагают, что относительные цены производимых ими товаров выросли, что стимулирует их увеличение выпуска.

4. Модель негибких цен. Фирмы с гибким ценообразованием устанавливают свои цены на высоком уровне, что ведет к повышению уровня цен. Влияние величины выпуска на уровень цен зависит от доли фирм с гибким ценообразованием.

Кривая совокупного предложения имеет три сегмента (участка) представлена на рис.3

 

 

рис.3 

9

1) кейнсианский, или горизонтальный;

2) промежуточный, или восходящий;

3) классический, или вертикальный.

Таким образом, кривая AS состоит из трех отрезков, наименование которых

связано с трактовкой, которую дают классическая и кейнсианская школы

взаимозависимости между уровнем цен и реальным объемом ВВП.

Кейнсианская модель. В развитии макроэкономики в середине 30-х годов XX

века произошел грандиозный скачок. Переворот в экономической науке совершили основные положения кейнсианской теории. Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) подвел теоретическую базу и выдвинул положение, отличное от классиков. Суть положения заключается в том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос. Совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и занятости.

Теория Кейнса предполагает — заработанная плата и цены не обладают совершенной гибкостью.

Концепция Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Кроме того, кейнсианская теория предполагает, что полная занятость не достигается в экономике автоматически, это также

свидетельствует о необходимости вмешательства государства в экономические процессы. Согласно кейнсианскому подходу, отрезок кривой совокупного предложения (кейнсианский, или горизонтальный отрезок) включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости. В этом случае экономика находится в состоянии депрессии.

10

Не использованные ресурсы можно привести в действие, практически не оказывая влияния на уровень цен. Производители приобретают ресурсы по твердым ценам, в связи с чем производственные издержки на единицу продукции при расширении производства не растут и нет повышения цен.

Промежуточный, или восходящий отрезок кривой совокупного предложения

означает, что увеличение реального объема национального производства

сопровождается ростом уровня цен. Это связано с неравномерностью перехода в различных отраслях от избытка ресурсов к их полному использованию. Издержки на единицу продукции увеличатся, и фирмы соответственно вынуждены поднимать цены в целях рентабельности производства. Классическая модель предполагает: кривая совокупного предложения принимает жестко фиксированный вертикальный вид, т. е. при любом уровне цен экономика предлагает один и тот же объем реального выпуска и предложения абсолютно неэластично по цене. Объем производства благ детерминируется не экономическими параметрами,

Информация о работе Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения