Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение закона стоимости спроса и предложения, выявление экономических и социальных основ издержек в условиях рыночной экономики. Иными словами рассмотреть историю развития теории стоимости, закон стоимости спроса и предложения ,общественные издержки производства в отраслях экономики России и рассмотреть пути снижения издержек производства.
Введение 3
Глава 1.Закон стоимости спроса и предложения 4
1.1.История развития теории стоимости 4
1.2. Закон стоимости 8
1.3. Теория стоимости.Рыночное рановесие 10
Глава 2.Общественные издержки производста в отраслях экномики России 20
2.1.Природа издержек 20
2.2.Минимизация издержек 23
Заключение 26
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 28
Анализ всех этих взглядов позволяет сделать вывод, что стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей, она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Исторический опыт показывает, что стоимость имеет различную трактовку в определённых исторических условиях, но каждая из них внесла свой вклад в развитие теории стоимости .
В настоящее время стоимость – есть цена товара; затраты денежных средств на приобретение товара, на выполнение работ и услуг. А с точки зрения трудовой теории стоимости, стоимость – овеществлённый в товаре труд (меновая стоимость) .
1.2.Закон стоимости
Согласно воззрениям английской классической и марксистской политической экономии закон стоимости – центральный закон товарного производства. Он состоит в том. Сто производство и обмен товаров , а следовательно, установление пропорций экономики осуществляются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда.
Закон стоимости –это закон цен, которые суть денежное выражение стоимости .Субстанцией стоимости, как было показано выше , является абстрактный общественно необходимый труд, который измеряется общественно необходимым рабочим временем. Это означает , что при определении меновых пропорций решающее значение имеют не индивидуальные затраты временны и труда на производство товара , а лишь те , которые признаются рынком. С достаточной степенью точности можно считать, что общественно необходимое время –это время ,которое расходуется на производство основной массы товаров данного вида. Закон стоимости реализуется через свои функции, что схематично показано на рис.12.
Радоржжроушу
Рис.12. Функции закона стоимости
Важнейшее условие действия закона стоимости –наличие относительно свободного рынка с рыночным механизмом . Закон стоимости становится регулятором производства, когда основная часть продуктов труда принимает форму товара . Это имеет место при капитализме и в экономике смешанного типа.
В каждом конкретном случае цены не совпадают со стоимостями . Тем не менее в масштабе всего рынка сумма товарных цен равна сумме стоимостей, а центром, вокруг которого колеблются цены, является стоимость. В этом смысле закон стоимости прокладывает себе дорогу через многочисленные отклонения цен от стоимости , осуществляется путем своего неосуществления.
Действие закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка – закона спроса и предложения.
1.3Теория стоимости . Рыночное равновесие
Существуют различные теории стоимости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.
Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость.
Суть теории спроса и предложения сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были: французский экономист Ж. Б. Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом. 3
В самом общем виде рыночный спрос можно определить, как готовность потребителей приобретать товары и услуги. В экономическом смысле спрос – это готовность пожертвовать альтернативными возможностями использования имеющихся у покупателей ресурсов.
Такое
определение, хотя и отражает содержательную
сторону явления, лишено важнейших
экономических признаков –
Величина спроса будет формироваться под влиянием самых разнообразных условий, которые называют детерминантами (параметрами) спроса. Детерминанты спроса – это факторы, оказывающие влияние на величину рыночного спроса. В качестве важнейших следует выделить: численность и структуру населения (N), цену самого блага (Px), цены заменителей данного блага (Py), предпочтения (T) и доходы (I) потребителей, а также потребительские ожидания (Е). Оказываемое ими влияние на количественные параметры рыночного спроса принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса.
Функция спроса – это установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих на него факторов.
Значение
функции показывает то количество блага,
которое будет куплено при
разных комбинациях влияния
Q = f (N, Px, Py, I, T, E).
Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной.
Наиболее
широко применяемой в
Рис. 1 Графическое отображение функции спроса.
Закон спроса – это принцип рыночной экономики, который утверждает, что величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага, увеличиваясь при снижении цены единицы этого блага и уменьшаясь при ее росте.
Обоснованность этого подтверждается практикой – люди предпочитают покупать больше при снижении цен и сокращают покупки при их росте.
Изменение величины спроса – это процесс, отражающий изменение объема спрашиваемого покупателями блага в зависимости от изменения его цены в рамках установленной шкалы спроса. Экономическое содержание этого процесса состоит в том, что повышение цены, приведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены – к увеличению спроса.
Изменение
спроса – это процесса, отражающий изменения
в готовности покупателей платить за благо,
то есть платить большую или меньшую цену
за одно и то же количество блага.
Рисунок 2. Изменение спроса.
Суть
различий между величины спроса и
изменением спроса (в спросе) заключается
в следующем. Изменение величины
спроса обусловлено установленной
шкалой спроса, которая выражает взаимосвязь
«цена – количество» при
Факторы, влияющие на изменения спроса:
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Предложение благ осуществляется производителями. В этом смысле рыночное предложение отражает поведение производителей, то есть их желание и поставлять блага на рынок. Экономический анализ рыночного предложения, так же как и спроса, оперирует количественными и временными характеристиками.
Величина (объем) рыночного предложения – это общее количество блага, которое желают и способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.
Так
как производство благ связано с
затратами, то желание производителей
поставлять блага обуславливаются
уровнем цен благ и возникает
тогда, когда цена обеспечивает не только
возмещение производственных затрат,
но и получение дохода. Для того
чтобы подчеркнуть эту
Информация о работе Общественные издержки производста в отраслях экномики России