Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:52, курсовая работа
Цель данной работы: изучение определение цены и объема производства при монополистической конкуренции
Объектом курсовой работы являются условия работы рынка монополистической конкуренции.
Информационной базой написания курсовой работы являлись учебные пособия и материалы, а также интернет источники, освещающие тему монополистической конкуренции.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........3-4
ГЛАВА 1.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.1 Общая характеристика рынка монополистической конкуренции……..5
1.2 Особенности рынка монополистической конкуренции…………….......5-10
ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА в условиях МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы..11
2.2 Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции…………………………………………..12-16
ГЛАВА 3. ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
3.1 Издержки монополистической конкуренции…………………………17-19
3.2 Неценовая конкуренция…………………………………………………19-20
3.3 Ценовая дискриминация…………………………………………………21-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23-25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....26
- небольшим размером уже действующих предприятий.
Вместе с тем из-за дифференциации
продукции и приверженности потребителей
к фирменной марке вхождение
на рынок более сложно, чем при
совершенной конкуренции. Новая
фирма должна не только производить
конкурентоспособную продукцию, но
и быть способной привлечь к себе
покупателей уже действующих
фирм. Это может потребовать
4) Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими. Данный признак характеризует монополистическую конкуренцию как промежуточное звено между совершенной конкуренцией и олигополией.
Исходя из перечисленных
признаков монополистической
Глава 2. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции
2.1 Кривая спроса на
продукцию монополистически
Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса фирмы монополистической конкуренции, как и у фирмы-монополиста, имеет отрицательный наклон, с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты, но не является совершенно эластичной, как при совершенной конкуренции.
Причины:
- многочисленность продавцов
- близкие по потребительским характеристикам заменители
- меньше конкурентов
Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса.
В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 1) [4]
Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической фирмы
2.2 Поведение фирмы в
краткосрочном и долгосрочном
периодах в условиях
Краткосрочный период
Фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополия, то есть она будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой MR=MC.
Фирма будет выпускать
QMK единиц продукции,
Рисунок 2.1 –Фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде
Экономическая прибыль привлечет
в данную отрасль другие фирмы, которые
начнут выпускать схожий продукт, или
сама фирма в долгосрочном плане,
пытаясь увеличить прибыль, может
расширяться путем
Из рисунка видно, что
графическое изображение
Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции мы, как обычно, прибегнем к графику.
На рис. 2.2 представлена ситуация, складывающаяся в коротком периоде
Рисунок 2.2 - Выбор оптимального объема производства в коротком периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)
Фирма, действующая в условиях
монополистической конкуренции,
Кроме того, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR.
Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис. 2.21,а) или минимизирует убытки (рис. 2.2, б).
Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.[2]
Долгосрочный период
В длительном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
В длительном периоде прибыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. когда на рынке появятся товары под их торговыми марками, наша фирма начнет терять долю рынка и объем продаж; ее кривая спроса сдвинется вниз, как показано на рисунке 2.3. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Долгосрочная кривая спроса будет только касаться кривой средних издержек фирмы. Здесь максимизация прибыли предполагает объем производства Q и цену P. Она также предполагает нулевую экономическую прибыль, так как цена равняется средним издержкам. Наша фирма все еще обладает монопольной властью. Ее долгосрочная кривая спроса имеет нисходящий наклон, так как ее конкретная марка все еще является уникальной. Но возможность выхода на рынок и конкуренция со стороны других фирм сводят ее прибыль к нулю.
Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут.
Когда в отрасли наступает краткосрочный период убытков, некоторые фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли
Таким образом, для фирм,
действующих при
Так как данный тип рыночной
структуры имеет часть
Если посмотреть шире, издержки фирм могут оказаться различными, а некоторые торговые марки будут отличаться от других более явно. В этом случае разница в ценах, возможно, окажется более заметной, и некоторые из фирм смогут получать небольшую прибыль. [1]
Рис. 2.3 Длительное равновесие монополистической конкуренции
Глава 3. Издержки монополистической конкуренции. Ценовая дискриминация
3.1 Издержки монополистической конкуренции
При анализе конкурентного
рынка нами было выяснено, что самая
высокая эффективность
Р = МС = АТС min
Это равенство себя проявляет следующим образом:
1) равенство цены и
предельных издержек
2) равенство цены с
минимальными средними
Последнее равенство означает,
что потребители получат
При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность.
Отрасли с монополистической
конкуренцией часто переполнены
фирмами, которые действуют, не достигая
оптимальной мощности. В условиях
монополистической конкуренции
допускаются незанятые ресурсы,
или недогруженные
Следовательно, высокие цены в условиях монополистической конкуренции обусловлены наличием избыточных (или незагруженных) производственных мощностей, а точнее, издержками монополистической конкуренции. Разумеется, что вся ценовая нагрузка ложится на плечи потребителей. Отсюда простой вывод: чем выше уровень монополизации экономики, тем выше уровень цен, а вместе с этим труднее повседневная жизнь.
Монополистически конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Так же как и для монополиста для нее не выполняется тройное равенство. Однако, конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочную прибыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоят по-другому.
Из-за несовпадения точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее [7]:
•структура монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
•при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;
•тат как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы затраты фирмы.
С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы, поэтому они не будут этого делать.
Таким образом, чем выше степень дифференциация (различия, об этом речь пойдет ниже) товара, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. И тем более монополистический конкурент похож на монополиста. И наоборот, чем больше степень взаимозаменяемости продукции тем более монополистический конкурент похож на совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о неэффективной экономике.
3.2 Неценовая конкуренция
До этого времени мы придерживались предположения, что фирма поставляет на рынок определенный продукт, ничего в нем не изменяя. Однако, получив экономическую прибыль, фирма не ждет, пока конкуренты сделают аналогичный товар и ликвидируют его прибыль. С целью увеличения спроса на свой продукт фирма постоянно ищет пути его усовершенствования. Это подталкивает ее к неценовой конкуренции. Следует заметить, что именно неценовая конкуренция выступает наиболее распространенной формой для модели анализируемого рынка. [8]
Информация о работе Определение цены и объёма производства при монополистической конкуренции