Определение цены и объёма производства при монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение определение цены и объема производства при монополистической конкуренции
Объектом курсовой работы являются условия работы рынка монополистической конкуренции.
Информационной базой написания курсовой работы являлись учебные пособия и материалы, а также интернет источники, освещающие тему монополистической конкуренции.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........3-4
ГЛАВА 1.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.1 Общая характеристика рынка монополистической конкуренции……..5
1.2 Особенности рынка монополистической конкуренции…………….......5-10
ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА в условиях МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы..11
2.2 Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции…………………………………………..12-16
ГЛАВА 3. ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
3.1 Издержки монополистической конкуренции…………………………17-19
3.2 Неценовая конкуренция…………………………………………………19-20
3.3 Ценовая дискриминация…………………………………………………21-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23-25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 195.88 Кб (Скачать файл)

В обобщенном виде методы неценовой  конкуренции можно поделить на две  группы: [9]

а) связанные с усовершенствованием продукта;

б) ориентированные на рекламно-пропагандистскую деятельность.

Усовершенствование продукта может осуществляться без коренного  изменения его потребительских  качеств. Это касается упаковки товара, его дизайна, способов продажи и  тому подобное. Однако в долгосрочном периоде фирмы ориентируются  на разработку новых моделей товаров, которые воплощали бы в себя новые  достижения науки и техники. Поэтому, в отличие от чистой монополии, монополистическая  конкуренция создает непосредственную заинтересованность фирм в реализации научных и технических новинок. Много  фирм планируют моральное  старение продукции, даже провоцируют его для создания более благоприятных условий для внедрения новых товаров.

Достижение временных  преимуществ над конкурентами возможно не только на базе реальных отличий  своего товара, но и за счет активной рекламной деятельности.

Цель рекламы - увеличение доли продукции фирмы на рынке  и усиление лояльности потребителей к товару фирмы. Относительно графического изображения положения фирмы  на рынке, перемещение кривой спроса вправо и уменьшение ее эластичности будет означать успех рекламы.

Фирмы достаточно много внимания уделяют разработке рекламного сообщения. Удачная ведущая идея рекламы, форма  предоставления материала, его объем  – все это определяет конечную результативность всего рекламного процесса.

Выбор способа информации для послания рекламного сообщения  зависит от его содержания, потенциальных  потребителей, типа рекламы (информационная, убеждающая или напоминающая) и тому подобное. Выбор времени и места собственно рекламирования должно учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, каждый потенциальный потребитель, утомленный от везде окружающей его рекламы, старается защититься от нее, условно говоря, “информационным щитом”. И только та реклама может иметь успех, которая сможет пробить этот щит: то ли необыкновенной формой,  содержанием, местом подачи.

Таким образом, фирма, стремящаяся  максимизировать прибыль в условиях монополистической конкуренции, достигает  этого за счет маневрирования соотношением “цена-продукт”, усовершенствованием  самого продукта и проведением рекламно-пропагандистской кампании.

 

3.3 Ценовая дискриминация

Термин « дискриминация  » образован от латинского «discriminatio», что означает различие, различение.

Ценовая  дискриминация  - обычная при несовершенной  конкуренции  практика назначения разных цен для разных потребителей на основе различий в эластичности спроса.

 Ценовая   дискриминация   существует там, где два или  более схожих товара продаются  по ценам, которые находятся  в разных отношениях с их предельными издержками.

В идеале фирма предпочитала бы осуществлять полную  дискриминацию  цен, т.е. назначить для каждого  покупателя резервированную цену товара и получить, таким образом, максимальный сбыт. На практике это почти невозможно. И все же различные формы ценовой  дискриминации эффективно используются для увеличения прибыли, а также  для решения долгосрочных задач  фирмы - таких, как создание устойчивой репутации среди потребителей и в обществе в целом.

Первым привлек внимание к явлению ценовой дискриминации  Жюль Дюпюи в своей, ставшей классической, работе «О мере полезности гражданских сооружений», опубликованной в 1844 г. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: «Один и тот же товар…продается по разным ценам» разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах. [10]

Вопрос о ценовой дискриминации  ставился и Д. Ларднером. Он анализировал ценовую дискриминацию с несколько иных позиций, если говорить современным языком - с позиций теории фирмы. Он доказывал, что ценовая дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль».[11]

Дальнейшее развитие теория ценовой дискриминации получила в работах английского экономиста Артура Пигу. В своей книге «Экономическая теория благосостояния», Пигу дал более глубокий, чем его предшественники, анализ ценовой дискриминации, выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделил три ее вида (степени).[12]

Ценовая дискриминация, как  правило, присуща монополистам в  силу их неограниченной власти над  ценой. Так же, ценовая дискриминация  может быть присуща, например, и олигополистам (особенно если они находятся в тайном или явном сговоре). Таким образом, им тоже дается возможность увеличить свои прибыли.

Мотив использования системы  ценовой   дискриминации  состоит  в стремлении фирмы, обладающей монопольной  властью на рынке, максимизировать  прибыль. «Назначая для всех покупателей  единую цену, продавец теряет потенциальную  прибыль из-за того, что на рынке  остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные  издержки  производства товара».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Являясь промежуточным типом  таких рыночных структур, таких как  совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции [13]:

1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

 

 

 

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и стратегию развития производителя, предсказать которые практически  невозможно, а также от природы  стратегического выбора, имеющейся  у фирм данной категории.

Примерами монополистических  конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой  связи и тому подобные отрасли. Монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих  товаров. Она также похожа на совершенную  конкуренцию, так как каждый товар  продается многими фирмами, а  на рынке существует свободный вход и выход.

Суть монополистической  конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В  результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде  поведение фирмы в условиях монополистической  конкуренции во многом аналогично поведению  монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов  особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории  покупателей, тогда фирма может  поднять цену своего товара без падения  продаж, потому что достаточное число  потребителей готово заплатить более  высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии  тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

В долгосрочном периоде монополистическая  конкуренция аналогична совершенной  конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.

При монополистической конкуренции  не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения  в неразумных и неоправданных  расходах на дифференциацию продукта и рекламу.

Монополистическая конкуренция  очень близка по многим показателям  к конкуренции совершенной, практически  не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая конкуренция  – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает  в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже  мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях составляет от 500 до 10 000. Монополистические  тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически  не регулировать рынок подобной структуры.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. – 5-е междунар. изд-е. – М., СПб.: Питер, 2009. – 698с

2.Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М: «КноРус», 2000, – 375с

3.Экономическая теория: опорный конспект по микроэкономике (Учеб. Пособие). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа,2001. – 76с

4.Селищев А.С. Микроэкономика – СПб: «Питер», 2003, – 264с.

5.Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство «Республика», 2009 г. – 200с

6.Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. М.,2002

7.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича ; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 596с

8.Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. – М. Эксмо, 2010. – 448 с.

9.Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. – 608 с.

10.Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2007. - 119 с.

11.Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб., 2005. - 496 с.

12.Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2010. – 544с.

13.«ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

 

 

                                          

 


Информация о работе Определение цены и объёма производства при монополистической конкуренции