Опыт государственного регулирования экономики в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика страны…………………………………………….4
2. Система государственных органов…………………………………………5
3. Доля государственного сектора в экономике……………………………...7
4. Антикризисная политика государства……………………………………..9
5. Антимонопольная политика…………………………………………….....11
6. Особенности налоговой политики………………………………………...13
7. Денежно-кредитное регулирование…………………………………….....15
8. Промышленная и аграрная политика…………………………………...…17
9. Социальная политика………………………………………………..……..19
10. Политика государства на рынке труда………………………………..…..21
11. Место страны в международном разделении труда……………………...23
12. Региональная политика государства…………………………………..…..25

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Место страны в международном разделении труда

 

   Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, МРТ и  в  интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих  факторов.  Однако  основными  из  них являются следующие: уровень  и  динамика  движения  национальной  экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,  прогрессивность  и  развитость ВЭС, умение национальной экономики адаптироваться к  условиям  международной хозяйственной  жизни  и  одновременно  воздействовать  на  них  в   желаемом направлении. Следует отметить,  что  Украина  как  составная  часть  бывшего Советского Союза, а ныне как суверенное государство оказывает  недостаточное воздействие  на  МРТ  и   на   интеграционные   процессы   в   международной хозяйственной жизни, поскольку оставалась в  течение  значительного  периода времени, по существу, в стороне от главных  мирохозяйственных  процессов.  В новых условиях,  когда  отброшены  или  изжили  себя  многие  идеологические догмы, а  переход  к  открытой  экономике  стал  составной  частью  процесса перехода Украины  к  рыночной  экономике,  страна  начинает  снимать  многие препятствия,  которые  мешали  активному  и  масштабному  ее  вовлечению   в интеграционные    процессы.    Однако    болезненные    явления,    которыми сопровождается экономическая и политическая перестройка в Украине  и  других странах на территории бывшего  СССР  (крутое  падение  производства,  резкое сокращение инвестиций, разрыв производственных связей, нарастающая  инфляция и др.), ведут к тому, что роль Украины  в  мировой  экономике  и  в  МРТ  не только не возрастает, а сокращается.

     При всем том множестве точек зрения относительно путей  включения  Украины в МРТ и  мирохозяйственные  связи  ясно  и  несомненно  следующее.  Успешное решение этой  проблемы  будет  в  конечном  счете  зависеть,  во-первых,  оздоровления  экономики  страны  на  путях  ее  структурной  перестройки   и перехода к  рыночным  условиям  хозяйствования,  а  во-вторых,  от  создании действенных  законодательных,  организационных,  материальных,   технических предпосылок для этого.

  Украина как суверенное государство делает, по существу,  лишь  первые  шаги на мировой арене. В этих  условиях  предстоит  в  сжатые  сроки  разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты  внешней,  в  первую  очередь внешнеэкономической, политики  страны.  В  этих  условиях  предстоит  решить многие принципиальной важности  проблемы  органичного  вхождения  Украины  в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для  решения своих внутренних задач, географических и  структурных  проблем  ВЭС  страны. Предстоит не просто провозгласить переход Украины  в  течение  определенного срока к экономике открытого типа, но и принять  соответствующие  решения  по практической реализации  этого  курса.  В  свете  сложившихся  новых  реалий требуют более глубокого анализа, осмысления и  отражения  в  соответствующих программных документах  средне-  и  долгосрочного  характера  принципиальные вопросы экономических взаимоотношений Украины и стран  ближнего  и  дальнего зарубежья. В условиях перехода Украины к рыночной  экономике  инвестиционное сотрудничество, равно как и ВЭД в целом, полностью утрачивает  свою  прежнюю идеологическую функцию, а поэтому может осуществляться на  основе  критериев эффективности и коммерческой выгоды. Необходима  разработка  долговременной, хорошо   обоснованной   концепции   и   опирающейся   на    нее    стратегии внешнеэкономических  отношений  Украины  с  развивающимися  странами  как  в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо  значимых для нее в перспективе стран-партнеров.  Различное  наполнение  отношений  по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные  факторы  — уровень  и  предполагаемые  тенденции  экономического  развития  стран,   их экономические потенции, экспортные и импортные возможности и ряд других.

    В долгосрочном внешнеэкономическом  прогнозировании  Украины  все  больше, видимо, следует исходить из представления о возрастающей общности  интересов отдельных регионов (Западная  Европа,  АТР)  и  даже  континентов  (Америка) вместо того, чтобы по традиции вычленять отдельные страны и  ранжировать  их по степени приоритетности.  Украина  стремится  сохранить,  по  возможности, глубокую интеграцию со  всеми  без  исключения  бывшими  республиками  СССР. Вместе с тем ныне ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно,  да и просто невозможно строить  какую-то  однородную  систему  взаимоотношений. Происходит их дифференциация.

    Правительственная программа Украины  определяет  главные  направления,  по которым  будет  развиваться  экономическое  взаимодействие.  Это   торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения,  совместная  деятельность, в  том   числе   совместные   инвестиционные   программы,   функционировании межгосударственных хозяйственных структур.

     Для становления Украины как процветающего  государства существуют все предпосылки. Несмотря на определенные трудности, Украина имеет достаточные трудовые и природные ресурсы, сырьевую базу и производственные мощности, необходимые для ее развития как суверенного государства интегрированной в мировое содружество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Региональная политика государства

 

   Государственная региональная политика - неотъемлемая часть общей социально-экономической политики государства, которая представляет собой совокупность правовых и экономических методов, направленных на развитие продуктивных сил регионов, рациональное использование ресурсного потенциала регионов и усовершенствование территориальной организации общества.

   Объектами государственной региональной политики являются системы территориальных образований, в границах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление (административно- территориальные единицы региона, отрасль хозяйственного комплекса региона, социальная инфраструктура, природная среда и др.).

   Регион – часть территории, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры на основании характерных специфических природно–географических, историко–демографических и политико–административными особенностями.

   Несмотря на споры, которые ведутся по доводу целесообразности существующего в Украине территориально – административного деления и необходимости его пересмотра, заслуживает внимания концепция районирования, которая учитывает особенности исторически сложившихся территориально – производственных комплексов. Согласно данной концепции выделяют 6 социально – экономических регионов Украины:

      Центральный – Киев – центр, включает Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Хмельницкую, Черкасскую и Черниговскую области;

      Донбасс – включает Донецк – центр, Донецкую и Луганскую области;

      Западный – Львов - центр, включает Волынскую, Закарпатскую, Ивано – Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую области;

      Приднепровский – Днепропетровск - центр, включает Днепропетровскую, Запорожскую и Кировоградскую области;

      Причерноморский – Одесса – центр, включает Николаевскую, Одесскую, Херсонскую области, Автономную республику Крым;

      Слобожанщина – Харьков  - центр, включает Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области.

Региональная экономическая политика основывается на таких основополагающих принципах:

+ правовое обеспечение дальнейшего усиления экономической самостоятельности регионов,

+ четкое размежевание полномочий между центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и представительскими органами;

+ соблюдение приоритетов общегосударственного значения и единства развития производительных сил регионов и задач социально-экономического развития страны;

+ учет требований экологической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов регионов и размещении новых предприятий.

   Основные направления региональной экономической политики в Украине утверждает Верховная Рада. Правительство определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов.

   Базой прогнозирования социально-экономического развития региона является система количественных показателей, основанных на государственных социальных стандартах и нормативах обеспеченности населения. На основании прогнозов развития разрабатываются государственные региональные программы.

   Государственные региональные программы – комплекс мероприятий местных органов государственной власти и управления по решению актуальных проблем социально-экономического региона.

   Обязательными элементами региональных программ и прогнозов развития регионов являются:

- анализ социально-экономического состояния;

- основные направления структурной перестройки экономики;

- определение методов и этапов реализации программ.

   В Украине действует программа социально-экономического развития Карпатского региона. Подготовлены программы развития Полесья, Причерноморского и Приднепровского районов. Такие программы после одобрения Кабинетом Министров Украины автоматически становятся составляющими государственной программы экономического и социального развития Украины.

   Инструментами прямого государственного влияния на развитие региона являются государственное финансирование, предоставление субсидий, создание специальных фондов для финансирования программ, содействие привлечению иностранного капитала, льготное налогообложение и использование средств государственных внебюджетных фондов.

   Таким образом, главная цель государственного регулирования развития регионов - обеспечение эффективности использования их ресурсного потенциала и равномерности развития путем оптимального сочетания интересов государства и каждого региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Государственное регулирование представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения и поддержания ее функционирования в заданном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей.

   Вмешательство государства в экономику осуществляется только в той степени, в которой требуется в целях поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также для контроля над теми рынками, на которых условие свободной конкуренции не осуществимы.

   Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи правовых, административных, экономических, а также прямых и косвенных методов.

   Тенденции рынка и возникающие диспропорции в экономике являются важнейшими предпосылками для проведения государством стабилизационных мероприятий.   Разработка стабилизационных программ и антикризисных концепций должна осуществляться на основе анализа специфики структуры народного хозяйства, макроэкономического прогнозирования при регулировании со стороны государства, зоны вмешательства которого в экономику должны быть четко определены.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Государственное регулирование экономики в условиях рынка. // Экономика и управление в зарубежных странах, 2000, №5-6.

2.      Сатановская Е. Роль государства в регулировании экономических отношений. // Экономика Украины, 1999, №11.

3.      Узлюк Т. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономического сектора в Украине. // Персонал, 1999, №5.

 

 

 

 

27

 



Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Украине