Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Целью исследования является организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41
Экономическая и политическая стабильность в нашем обществе напрямую связана с эффективностью управления. Нет необходимости руководить всем из центра. Каждый уровень государственного управления должен решать вопросы своей компетенции. Дисциплина и ответственность, компетентность и последовательность - главный фактор достижения намеченных рубежей [13, c.18].
3.2. Мероприятия
и предложения по
Анализ порядка разработки и сроков доведения вышестоящими органами управления основных прогнозных показателей до субъектов хозяйствования, формирования прогноза социально-экономического развития регионов в частности Светлогорского района показал, что эти результаты были заложены ещё на стадии планирования.
Основной причиной сложившегося такого положения дел является отсутствие согласованности планов в отраслевом и региональном разрезах. В связи с этим в последних решениях исполкома более отчётливо прослеживается такая функция как планирование, форма её - индикативный план. Индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на микро и макроуровне.
В качестве индикаторов социально-экономического развития для Светлогорского района, используются следующие показатели: производство продукции промышленности, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товарооборот через все каналы реализации, оказание платных услуг населению, в том числе бытовых, внешнеэкономическая деятельность (экспорт и импорт сырья, товаров, работ и услуг), ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу должен разрабатываться ежегодно и формироваться как минимум за месяц до начала прогнозируемого периода. Прогнозы до их утверждения должны быть согласованы в отраслевом и региональном разрезах. Решение данного вопроса носит чисто организационный характер и не требует дополнительных финансовых затрат.
Вторым важным направлением
ускорения социально-
До сих пор, несмотря на принятые Законы и различные подзаконные акты, остаются неопределенными в деталях стратегия, технология и механизм проведения приватизации. Подходы к приватизации в республике всё время меняются не только в тактическом плане, но и по целевым установкам.
Основными факторами, сдерживающими процесс приватизации являются:
- понимание и сведение
приватизации к смене
- слабая материально-
В целом оценка хода и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности свидетельствует о том, что процесс пока ещё в полной мере нельзя назвать приватизацией. Это в большей мере коммерциализация предприятий.
Совершенствование стратегии и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности должно включать следующие моменты:
- стратегия приватизации должна быть конструктивной и многовариантной. Содержательная часть проектов и программ приватизации должна заключаться в разработке и тщательном обосновании плана будущего производственно-финансового развития (бизнес-плана) и механизма его реализации на любом предприятии, обеспечивающего рост эффективности производства;
- при проведении приватизации
приоритеты должны быть отданы
не столько трудовым
-при проведении приватизации имущества госпредприятий необходимо использовать широкий арсенал способов: публичную или частную продажу акций, продажу активов предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование, деление или фрагментацию предприятия, новые частные инвестиции, приватизацию через санацию или ликвидацию предприятия);
-приватизацию следует проводить на базе финансовой аттестации предприятий, их финансовой паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации, какие реструктуризации, какие – приватизации [15, c.172].
Одной из важных задач органов исполнительных властей является создание оптимальных условий для становления и развития предпринима-тельства как одного из направлений экономического развития в регионах.
Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами, недостаток и недоступность производственных и непроиз-водственных помещений, низкий уровень квалификации предпринимателей.
Основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:
- расширение системы финансовой поддержки малого предприни-мательства, включающей льготное кредитование субъектов предприни-мательства, совместно с администрациями районов, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;
- создание лизингового фонда;
- завершение формирования
местного целевого фонда
- создание льготных
условий по использованию
- создание бизнес-инкубатора, территориального центра поддержки предпринимательства;
- оказание информационной
и учебно-методической
- обеспечение экономической
безопасности малых
Стратегической задачей социально-экономической политики госу-дарства является также повышение эффективности использования трудовых ресурсов и качественное совершенствование структуры занятости населения.
Для обеспечения ее выполнения и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного рынка рабочей силы (труда), являющегося необъемлемым элементом рыночного механизма предлагается осуществить в регионах ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, содействие самостоятельной занятости граждан и поддержку их предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и переподготовку незанятого населения:
- создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;
- активизировать работу по созданию новых рабочих мест субъектами хозяйствования различных форм собственности;
- организовать проведение общественных работ;
- ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест";
- ежегодно пересматривать
квоты приёма на работу
- шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки предпринимательской деятельности граждан;
- развивать систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных;
- разработать положение о стимулировании нанимателей по сохранению и созданию рабочих мест [15, c. 175].
3.3 Обоснование
целесообразности и путей
Разрушение директивно-плановой
экономики не означает абсолютного
отрицания роли государства в
регулировании социально-
Одним из направлений совершенствования управления социально-экономической сферой регионов должно быть индикативное планирование. Целесообразность его применения состоит в том, что оно одновременно выступает и инструментом государственного регулирования, и инструментом её саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.
Индикативное планирование предполагает обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики, обеспечение эффективной организации взаимодействия органов управления как по вертикали, так и по горизонтали в интересах совершенствования экономической системы в целом и отдельных её элементов.
Опыт применения системы
индикативного планирования в ряде
развитых стран (ФРГ, Франция, Япония),
где рыночные механизмы успешно
сочетаются с государственным
- посредством прогнозов
и индикативных планов государс
- индикаторы социально-
- между правительством и субъектами хозяйствования негосударствен-ной формы собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная функция).
Новая парадигма и сущность планирования в системе управления социально-экономическими процессами в период перехода к рынку состоят не в движении "сверху вниз" и "снизу вверх" заданий, показателей и данных об их выполнении, а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических норм и нормативов, создании созидательной атмосферы в экономике, разрешении экономических интересов государства и предпринимательских структур.
В направлении приватизации и разгосударствлении необходима дальнейшая планомерная работа базируется на данных анализа работы предприятий негосударственной формы собственности. Исходя из анализа, можно отметить положительные стороны хозяйственной деятельности: устойчивые темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджет-ные фонды и за использование энергоресурсов. Обновление производствен-ных фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях государственной формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании производства конкурентоспособных изделий.
Опыт многих стран мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике, показывает, что самым эффективным способом создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь, в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение рыночных условий. На основе анализа хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом развитии регионов делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны исполнительной власти дальнейшему развитию предпринимательства.
Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили в максимально возможной мере защитить наиболее уязвимые слои населения.
Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь работу и зарабатывать столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни [17, c.144-153].
Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить выполнение важнейших социально-экономических показателей развития регионов не только в 2011 году, но и на текущую пятилетку.
Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона