Организация мировой торговли, роль ГАТТ-ВТО в регулировании мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до 40-вых годов прошлого века. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

Содержание

1. Введение 3
2. История создания ГАТТ 3
3. Основные принципы ГАТТ 4
4. Возникновение ВТО 6
5. Цели и задачи ВТО на современном этапе 7
6. Заключение 12
7. Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная мировая экономика1.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

По дисциплине            «Мировая экономика»                    .

 

Вариант        11        .

«Организация мировой торговли, роль ГАТТ-ВТО в регулировании мировой торговли.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                       _____________

Студент гр.-----                                   01.04.2013г.     

Курс  3   .

 

 

 

 

Проверил

Преподаватель                               ______________    Ермушко Ж.А.

                                                         ______________

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

1. Введение                                                                                                     3

2. История создания ГАТТ                                                                         3

3. Основные принципы ГАТТ                                                                   4

4. Возникновение ВТО                                                                                6

5. Цели и задачи ВТО на современном этапе                                         7

6. Заключение                                                                                             12

7. Список использованной литературы                                                14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1.  Введение.

    Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до 40-вых годов прошлого века. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

Межгосударственное регулирование  международных отношений – это  совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

    В настоящее  время в мире насчитывается  около 300 международных торгово-экономических  организаций с широким и узким  составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

    Всемирная Торговая  Организация – это организационный  межгосударственный механизм, задача  которого обеспечить реализацию  правовых документов, появившихся  в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших  переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

    Моделью, на  основе которой создавалась ВТО,  является Генеральное соглашение  о тарифах и торговле (ГАТТ), которое  фактически на протяжении нескольких  десятилетий 1948 – 1994 гг. выполняло  функции международной торговой  организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.

ВТО во многом –  более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

 

 

2. История создания ГАТТ

 

    После окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 г. намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним планировалось создать также организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН. Проект  устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

В 1946 г., еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Оно вступило в силу в январе 1948 г., когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами).

    Устав ОМТ был, в конце концов, утвержден на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване в марте 1948 г., но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США, хотя американское правительство было в числе инициаторов создания ОМТ.  

     В 1950 г. правительство США объявило, что не будет ратифицировать      устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

    Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995 г.

    С 1948 г. по 1994 г. именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

 

3. Основные принципы ГАТТ

 

    Исходной посылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижений этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

      1)  равноправие в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

      2)  использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

      3)  постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

      4)  взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

      5)  разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

    Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье I ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».

    Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому принципу, ставились равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

    Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определялись статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.

    Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

 

 

 

 

 

 

4. Возникновение ВТО

 

ВТО, родилась на основе хрупкого компромисса в последние  недели Уругвайского раунда.

15 апреля 1994 года в городе  Марракеше официальный документ  о завершении переговоров –  Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации – ВТО.

Соглашение о ВТО и  входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.

Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной "архитектуре" пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам участницам переговоров для принятия.

Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.

Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа:

    1. Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994 г.) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);

    2.Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;

    3.Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности – третья составная часть ВТО.

Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства  всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.

 

5. Цели и задачи ВТО на современном этапе

 

Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Самая очевидная выгода свободной  торговли для потребителя – это  понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию  организации (60 лет) торговые барьеры  во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Информация о работе Организация мировой торговли, роль ГАТТ-ВТО в регулировании мировой торговли