Органы индикативного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 05:30, контрольная работа

Краткое описание

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
распределения ресурсов;
координации деятельности между отдельными подразделениями;
координации с внешней средой (рынком);
создания эффективной внутренней структуры;
контроля за деятельностью;
развития организации в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Второй подход к индикативному  планированию - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция такого планирования - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

Третий подход к индикативному планированию - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного «игрока» в рыночной системе - государства. В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.

Координирующая  функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов  на выполнение заданий плана в  тех или иных формах существуют и  в системе централизованно-директивного планирования. Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйственных единиц конституирует индикативное планирование. Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлечённость в плановой процесс предприятий и объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации. Индикативное планирование выступает одновременно и институтом госрегулирования экономики, и институтом его саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы. Индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

2.2 Органы индикативного планирования

 

Опыт развитых стран показывает, что для организации  индикативного планирования необходимо создание специализированных плановых органов и наделение определенными функциями планирования различных министерств и ведомств. Так, например, в Японии система органов регулирования и прогнозирования экономики включает ряд учреждений и организаций, в их числе: Экономический консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территорий, Управление экономического планирования, ответственное за составление конкретных программ и планов экономического развития, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт и другие организации.5

В Российской Федерации  система прогнозирования и планирования включает Министерство экономики, которое отвечает за разработку и утверждение прогнозов социально-экономического развития; Министерство финансов, которое отвечает за разработку, утверждение и исполнение бюджетов. Центральный банк отвечает за формирование параметров денежно-кредитной и валютной политики; Государственный комитет по статистике, который ведет мониторинг итогов социально-экономического развития.

В качестве недостатков  российской системы органов прогнозирования  и планирования, которая сложилась в 1992–1998 гг., обычно отмечают совмещение выполнения функций регулирования, прогнозирования и контроля одними и теми же органами. Для ее усовершенствования предлагают в состав системы включить следующие органы:

Комитет прогнозирования, который должен обобщать информацию всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов и на ее основе формировать прогнозы социально-экономического развития. Комитет должен иметь общегосударственный, то есть федерально-региональный статус.

Казначейство, которое должно исполнять федеральный, региональные и местные бюджеты, иметь общегосударственный статус.

Налоговая служба и фонды управления государственным имуществом, которые должны иметь общегосударственный статус и вместе с федеральными таможенными органами участвовать в разработке соответствующих доходных разделов бюджета.

Государственный комитет по статистике, который должен отвечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана и оценку его результатов.

Центральный банк, который должен участвовать в разработке и отвечать за исполнение раздела «Развитие кредитно-денежной и валютной системы» индикативного плана социально-экономического развития.

Министерство  финансов, которое должно отвечать за подготовку и исполнение консолидированного бюджета, привлечение, обслуживание и погашение госзаймов, выработку и проведение финансовой политики государства, осуществлять регулирование корпоративных финансов, бухгалтерского учета, контроль над аудиторами и аудиторскими фирмами, лицензирование финансовой деятельности. Все финансовые операции министерство должно проводить через Государственное казначейство.

Министерство  экономики, которое должно отвечать за индикативное планирование в целом, а также:

– разрабатывать  в составе плана социально-экономического развития разделы по комплексным мерам государственного регулирования экономики нормативного и административного характера;

– осуществлять методическое руководство и координацию  работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития;

– рассматривать  совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными  союзами и объединениями предпринимателей представленные ими материалы и  обеспечивать согласованность предлагаемых мер регулирования экономики, их соответствие общему курсу экономической политики.

 

2.2 Значение индикативного планирования

 

В условиях современной  рыночной экономики государство  не может не планировать собственную  деятельность касательно: установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических лиц на использование природных ресурсов; осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам; привлечения, погашения и обслуживания госзаймов; приобретения, продажи и использования госимущества; деятельности госпредприятий.

Разработка  бюджета на будущий год основываться должна на достоверных оценках доходов  и расходов налогоплательщиков и  бюджетополучателей. Но поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано, учитывать эти взаимосвязи следует при прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей. Народохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных показателей и показателей бюджетных, причём исполнение последних обязательно.

Осуществление индикативного планирования, как  показывает мировой опыт, включает и создание специальных плановых органов, и наделение определёнными планирующими функциями различных министерств и ведомств. Так, формирование индикативных планов и разного рода прогнозов во Франции осуществляется Генеральным комиссариатом по планированию во взаимодействии с Комиссариатом по модернизации. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как основной инструмент управления, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.

В условиях индикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.

При выявлении  сущности индикативного планирования важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деятельность по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не может не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения.

Составной элемент  индикативного планирования – процедура  согласования выбранных приоритетов  с финансово-промышленными группами, союзами предпринимателей, профсоюзами и т.п. Эти консенсусные механизмы обеспечивали длительное время экономическую и социальную эффективность индикативного планирования, которое осуществлялось во Франции и Японии в полной мере до середины 70-х годов, а в Южной Корее и Тайвани – до середины 80-х годов XХ века.

 

Заключение

В условиях рыночных отношений планирование является одним  из важнейших условий организации  эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его  производственно-хозяйственной деятельности — сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Планирование  на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

В процессе планирования на предприятии используются различные  виды планирования, различные виды планов.

Резюмируя всё  выше изложенное, индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

Хочется отметить, что опыт французской системы  индикативного планирования может  быть полезен для нашей страны. Современные социально-экономические  и политические условия требуют  формирования качественно нового подхода, поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою актуальность, а новая система носит переходный характер.

 

Список использованной литературы

 

  1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2001.
  2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Финансы и Статистика, 2002. — 480 с. —ISBN 5-279-01956-9
  3. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой — 3-е издание, переработанное. — Москва: Финансы и Статистика, 2002. — 560 с. — ISBN 5-279-01951-8.
  4. Суслов В.И., Ибрагимов Н.М., Талышева Л.П., Цыплаков А.А. Эконометрия — Новосибирск: СО РАН, 2005. — 744 с. — ISBN 5-7692-0755-8.
  5. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
  6. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2004.
  7. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002.
  8. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.: Инфра-М, 2001.
  9. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

Информация о работе Органы индикативного планирования