Основа социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства+.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)
  1. экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
  2. доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
  3. ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
  4. обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
  5. государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
  6. участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
  7. осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
  8. социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
  9. проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
  10. утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.

 

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует  хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с  другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Социальное рыночное хозяйство  ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

Для социального рыночного  хозяйства характерно использование  рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.

Свобода экономической  деятельности, формы собственности

Основными критериями эффективности  будут следующие пункты:

  1. высокий уровень жизни,
  2. низкий процент бедности,
  3. большое количество населения из среднего слоя,
  4. высокий уровень предпринимательской активности.
  5. высокий процент частной собственности.

 

Концепция социального  рыночного хозяйства - попытка синтезировать (гарантированную государством экономическую свободу рыночной экономики с идеалами социального государства, т.е. социальной защищённость и социальной справедливостью.

Термин социальный понимается авторами концепции двояко, с одной стороны - они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, т.к. создаёт экономические предпосылки для повышения доходов в обществе. С другой стороны - сторонники считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, а негуманные занятия должны корректироваться.

Принципы и первоочередные критерии, направленные на социальное возрождение общества:

1)Создание рыночного  хозяйства не цель, а средство  обеспечения достойной жизни  каждому гражданину, поэтому вводя рыночные механизмы государство в первую очередь должно обеспечить меры социальной защиты населения и выделять социальные приоритеты.

2)Социальное оздоровление  общества возможно с изменением  системы принципов социальной  защиты населения. Её осуществление должно находиться под гласным контролем общества, включающим все социально политические институты.

3)Необходимы разработки  механизмов и критериев экспертных  оценок, имеющихся ресурсов, для  удовлетворения социальных нужд, меры по оценке их фактического использования, на основе депутатских запросов в парламенте, на основе требований парламентских фракций.

4)Экономика должна повернуться  лицом не только к резервам  непосредственного производства, но  и к отложенным социальным  нуждам населения. Необходимы  возрождения и поддержка отечественного аграрного производства, науки, культуры, а не использование зарубежных товаров и продажи ресурсов за рубеж.

5)Важно чтобы социальные  приоритеты лежали в основе  бюджетной, налоговой, инвестиционной  политик. Обеспечить определённый контроль за формированием фондов зарплаты, в том числе руководителей субъектов хозяйствования.

6)Обеспечение минимального  прожиточного уровня жизни и  наполнение потребительской корзины  - одно из главных направлений  в региональной политике.

7)На федеральном уровне важно дать социально экономическую оценку политики приватизации, обеспечить её проведение с позиции интересов государственной собственности. Приватизация не цель - а средство решения политических и социальных вопросов.

8)Создание системы занятости населения и переквалификация работников, формирование новых рабочих мест. Разработка и реализация ряда социальных программ:

    • по поддержке семьи
    • по поддержке молодёжи
    • материнства и детства и др.

9)Разработка понятия бедность с целью обеспечения нормативов существования всех групп населения, предотвращение резкой поляризации в регионах, и в обществе в целом.

10)С помощью налоговых и иных экономических рычагов необходимо стимулировать сохранение и создание рабочих мест в регионах, в том числе в тех, где наметился резкий спад производства или закрытие предприятий военно-промышленного комплекса.

Заключение

Из выше сказанного можно  сделать вывод что, наилучший социальный порядок существует не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимально широкая социальная поддержка, а там, где в такой поддержке нуждается минимальное число граждан. Равенство стартовых возможностей предоставляется каждому члену общества в молодом возрасте - в начале трудовой деятельности. Создаются условия, призванные содействовать развитию способностей человека, их реализации в той мере, в которой этого желает сам человек. В дальнейшем степень личного успеха зависит только от уровня развития способностей и усилий, затраченных на их реализацию. Именно в этом и заключается ключевое созидательное начало социальной рыночной экономики. Безусловно, мнение о «реализуемой в настоящее время форме социальной рыночной экономики» во многом справедливо, но лишь с учетом конъюнктурного подхода – реализуемой именно условияреализации в конечном счете определяют успех предприятия. Отметим, что и А. Мюллер-Армак, и Л. Эрхард говорят о действиях свободного человека в условиях социального рыночного хозяйства, определяющихся желанием этого человека. В их работах речь идет о конкретном человеке – деятельном, способном и стремящемся развивать свои способности, а не о человеке вообще. Они говорят о немцах, которым с младенчества прививается любовь к порядку и обязательности 
Таким образом, государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направлений, исключительно в интересах государственного аппарата.

 

Список литературы

  1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с. 
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. –
  3. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. - М.:ИНФРА-М, 1997
  4. Ватрин Х. Социальная рыночная экономика – основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии / Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. - СПб.: Экономическая школа, 1999
  5. Колесов В.П. Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/.– М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.
  6. Костюк В.Н. История экономических учений. - М.: Центр, 1997
  7. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: «Дело и Сервис». 2001. – 832 с.
  8. Чепуренко А.Ю. Социальное рыночное хозяйство в Гермнии: Истоки, концепция, практика – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002
  9. Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. - М.: Руссико: Ордынка, 1993 (к 90-летию Людвига фон Мизеса).
  10. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./ Ядгаров Я.С. - М.: ИНФРА-М, 2006.- С.367-374.

Информация о работе Основа социального государства