Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа
Основная цель данной работы – изучение законов макроэкономики, механизмов их действия. В связи с этой целью, поставлены следующие задачи работы – раскрыть содержание основных законов макроэкономики, а также проанализировать механизмы их взаимодействия и влияния на экономику государства.
Введение……...……………………………………………………………….……...........3
1.Законы спроса и предложения…………………...…………………….........................5
1.1Спрос и закон спроса…………………………..……………………………….…..5
1.2Предложение и закон предложения…………..……………………………..………..6
1.3Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….……………..…7
2. Иные законы макроэкономики …………...………….……………….……………...9
2.1Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности…………………………………………………………………..……………9
2.2Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………………..…….….12
2.3Производство с одним переменным ресурсом. Закон убывающей отдачи……………………………………………………………...………….…………..13
2.4Производство с двумя переменными ресурсами. Закон убывания предельной нормы технического замещения……………...………………………………………..15
2.5Закон денежного обращения……….……………………………………………......17
Заключение…….…………………………………………………………………………21
Глоссарий ……………………………………………………………………………......23
Список использованных источников………………………………………………..….30
Приложения ………………………………………………………………………….......32
Введение……...……………………………………………
1.Законы спроса и предложения…………………...…………………….
1.1Спрос и закон спроса…………………………..………………………………
1.2Предложение и закон предложения…………..……………………………..
1.3Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие ….……………..…7
2. Иные законы макроэкономики …………...………….……………….……………...9
2.1Общая и предельная полезность. Закон
убывающей предельной полезности……………………………………………………
2.2Условие равновесия потребителя. Второй закон Госсена………………..…….….12
2.3Производство с одним переменным ресурсом.
Закон убывающей отдачи…………………………………………………………….
2.4Производство с двумя переменными ресурсами.
Закон убывания предельной нормы технического
замещения……………...…………………………………
2.5Закон денежного обращения……….……………………………………………
Заключение…….……………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………………….
Список использованных
источников………………………………………………..
Приложения …………………………………………………
Изучение макроэкономики
приобретает все большее
Наиболее существенные
и устоявшиеся причинно-
Актуальность темы моей работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических законов и механизмов их действия позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание законов макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Основная цель данной работы – изучение законов макроэкономики, механизмов их действия. В связи с этой целью, поставлены следующие задачи работы – раскрыть содержание основных законов макроэкономики, а также проанализировать механизмы их взаимодействия и влияния на экономику государства.
Гипотезой курсовой работы является возможность спрогнозировать развитие отдельных сфер экономической деятельности. Что в свою очередь, позволяет внести своевременные коррективы, направленные на избежание экономических кризисов.
Объектом исследования являются законы макроэкономики.
Предметом исследования – механизмы их действия.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Практическая значимость
работы продиктована тем, что экономика
России переживает период своего становления
и бурного развития. А знание и
понимание законов
1.Законы спроса и предложения
1.1Спрос и закон спроса
Спрос, как экономическая категория, отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена потребителями. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определённого периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса. Спрос, объединяющий всех потребителей товаров, зависит от многих факторов и в самом общем виде может быть охарактеризован следующей зависимостью:
QiD=f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;Y;U;W;
QiD=f(Pi)
Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса
возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.1
Графическое отображение
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
1.2. Предложение и закон предложения
В отличие от спроса предложение
отражает другую сторону рыночных отношений
- поступление товаров на рынок. Процесс
купли-продажи здесь
Минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара, называется ценой предложения. Здесь также имеет место зависимость предложения Qis соответствующего товара в единицу времени от определенной совокупности факторов:
Qis= f(Pi,P1,P2,….,Pi-1;L1;L2,….Lm;
Очевидно, что в данном
случае связь между ценой и
количеством предлагаемого
Графическое отображение данного закона в виде кривой предложения, т.е. кривой, показывающей какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени – приведено на рис.2. (см. прил. 1)
Кривая предложения
имеет положительный наклон, что
свидетельствует о желании
1.3 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Выше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя. 2
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис.3. (см. прил. 2)
На рис.3 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (E),отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Это равенство представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
Цена, по которой благо продается или покупается может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.3
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и предложения.
Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной
цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис.4. (см. прил. 2)
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
2. Иные законы макроэкономики
2.1. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной
полезности
В процессе исследования рынка отдельно рассматриваются силы, формирующие спрос предложение. Соответственно этому существуют теории выбора потребителя и производителя. Теория выбора потребителя необычайно важна для экономической теории, поскольку именно потребители решают какие товары, и в каком количестве производить, несмотря на то, что каждый из них принимает личное, самостоятельное решение. Возможность свободы потребительского выбора свидетельствует о суверенитете потребителя, его способности воздействовать на производителя.
В основе изучения спроса потребителей лежит предположение о том, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносят ему приобретаемые товары. Иначе говоря, в теории потребительского выбора исходят из положения о рациональном поведении потребителей. Последнее предполагает такое распределение ограниченного денежного дохода покупателем на приобретение разнообразных товаров и услуг, которое позволило бы ему получить как можно большее удовлетворение или полезность от их потребления. Критерием рациональности, таким образом, является стремление потребителя к достижению максимального удовлетворения (полезности), исходя из заданных цен, дохода, определенной системы потребностей и предпочтений. Идеального рационального потребителя и называют «экономическим человеком». 4
Необходимо заметить,
что, максимизируя полезность при ограниченном
доходе, потребитель руководствуется
сугубо личными вкусами и
Однако для того, чтобы
максимизировать ожидаемое
Информация о работе Основные законы макроэкономики и механизм их действия в современных условиях