Основные законы организации и законы второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и изучить законы организации и определить их влияние на развитие и функционирование организации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации; 2. Изучить законы организации, и определить каким образом взаимосвязь этих законов может быть использована при построении организации.
Объект исследования. Объектом называют предмет или лицо, на которое направлено исследование. В данной работе объектом исследования является сама организация.
Предмет исследования: основополагающие законы организации и законы второго уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

 
Закон самосохранения гласит, что любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.

 
В аналитическом виде данный закон  имеет следующий вид: 
Σ Ri > Σ (V1i + V2i), где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию. 
V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия. 
V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред. 
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. 
 
Левая часть в формуле называется «энергией удержания», а правая – «энергией ликвидации». Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации. 
Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания.  
УР =  (У – Л / У) * 100%.  
Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике»). Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии. 
1) Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании. 
Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться. 
2) Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны. 
3) Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации. 
4) Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию - лидер).  
Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала. 
Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности)

 
 Закон развития

 
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи  и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение  сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи  к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения  базиса). Выделяют также:

  1. прогрессивное (переход от низшего к высшему) развитие
  2. регрессивное (деградация, понижение уровня знаний и т.д.) развитие

Развитие организаций  обусловлено следующими факторами: 
- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.) 
- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.) 
- потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.) 
- старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии) 
- изменение экологии 
- технический прогресс 
- глобальное состояние мировой цивилизации 

Закон развития (онтогенеза): каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.  
 
Закон развития опирается на принципы: 
1) инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания; 
2) эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности.  
Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

Таблица 1. Факторы, влияющие на эластичность организации

Эластичность организации

Увеличение

Уменьшение

Университетская подготовка основного персонала 

Универсализация производства

Резервирование (страхование)

Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры)

Унификация изделий и  их состыковка с другими

Введение ГОСТов и ОСТов

Ротация кадров

Профессиональная подготовка основного персонала

Специализация производства

Работа на всех производственных мощностях

Сильная зависимость от внешней  среды

Полная свобода на габариты и характеристики изделий

Отсутствие обязательных норм

Сокращение текучести  кадров


 
3) непрерывности – процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения; 
4) стабилизации – система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности. 

Успешное развитие и рост организации могут привести к  синдрому большого бизнеса, который  характеризуют следующие признаки: 
- крайне централизованный и разбухший аппарат управления; 
- всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений; 
- рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений; 
- передача решений и ответственности из одного отдела в другой. 
Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам  

Бизнес-план – это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов  бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию

 

Законы организации второго  уровня

Закон информированности-упорядоченности

 
Все коммуникации в организации  основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это  сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и  назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение.

Закон информированности  –упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Информация здесь рассматривается  как часть данных.  
 
Обычно информацию разделяют на 2 больших класса:

  1. объективную (овеществленную в товаре (например, о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка))
  2. субъективную (отраженную, организованную людьми). Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

 
 
Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. 
 
Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления. 

 
 





 

Информационная среда, ввиду  ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и  т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности. 
 
Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.  
 
Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации. Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них

 
 Закон единства анализа и  синтеза

 
Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. 
 
Закон единства анализа и синтеза: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:


 
 



 

Скорость и результат  преобразования зависят от диапазона  изменения внешней и внутренней среды. 
 
Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня: 
1.     Предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя; 
2.     Проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации; 
3.     Создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития; 
4.     Постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации

Закон единства анализа и  синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются  в том, что закон:

- не выражает специфики  исторически определенных отношений,  а характеризует всеобщие связи  и отношения в социальной среде;

- выступает в роли катализатора  общественного прогресса;

- играет возрастающую воль с развитием общества.

 
 Закон композиции и пропорциональности

 
В окружающем нас мире все приспособлено  для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии.  
 
Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности). 
 
Закон композиции и пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции). Закон отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. 
 
Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов. 
 
Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов: 
- Принцип планирования: Каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития. 
- Принцип координации: Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. 
- Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций. 
 
Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции. 

    

5


Информация о работе Основные законы организации и законы второго уровня