Непроизводственную сферу образуют:
1) жилищно-коммунальное хозяйство; 2) бытовое
обслуживание; 3) здравоохранение и т.д.
Возможны и другие подходы к
классификации, анализу, моделированию
и прогнозированию региональной отраслевой
структуры.
Сложность структуры экономики
(наличие в ней комплексов: топливно-энергетического,
минерально-сырьевого, химико-лесного,
машиностроительного, строительного,
агропромышленного, потребительско-продовольственного,
оборонного, транспортного, связи и других,
связанных с функционированием сферы
услуг и нематериального производства)
создает определенные ограничения экономического
роста, поскольку всем нужны значительные
материальные и финансовые ресурсы. Достижение
баланса использования ресурсов по отраслям
в регионе возможно с помощью такого эффективного
средства государственного регулирования
как перераспределение инвестиционных
ресурсов.
Перераспределение инвестиционных
ресурсов является научно обоснованным
методом. Оно влияет как на инвестиционное
развитие, так и на реконструктивные сдвиги
в экономике.
Регулируя деятельность региональной
экономики, например, с помощью перераспределения
инвестиционных потоков между секторами,
органы регионального управления могут
влиять на структурные преобразования
и выводить систему на более высокий уровень
экономического развития.
Целенаправленное перераспределение
инвестиционных потоков с целью функционирования
и развития социально-экономической системы
– региона, становится возможным лишь
постольку, поскольку органы управления
непрерывно:
1) получают диагностическую
информацию о состоянии системы,
о состоянии внешней среды
и о состоянии движения инвестиционных
потоков по секторам экономики;
2) получают диагностическую
информацию об отклонениях движения
социально-экономической системы
от цели и об отклонениях в движении
инвестиционных потоков от заданных направлений;
3) перерабатывают полученную
информацию в конкретные данные,
используемые для принятия решений;
4) изменяют состояния
объектов управления и движение
инвестиционных потоков в нужном
направлении, обеспечивая тем самым достижение
поставленных целей.
Отсутствие этих аспектов знаний
у областной администрации способствует
неэффективному процессу перераспределения
инвестиционных ресурсов и отрицательно
сказывается на структурных реформах,
проводимых в регионе.
Таким образом, стратегия территориального
развития определяет приоритеты и этапы
реструктуризации экономики регионов
и национального экономического пространства,
а региональная политика – увязывает
конкретные меры по реализации стратегии
со всеми другими направлениями социально-экономической
политики и ресурсными возможностями
государства. Главные цели Стратегии заключаются
в укреплении единого экономического
пространства, политической целостности
и безопасности государства и гармоничном
развитии всех регионов. Стратегия ставит
задачи региональной политики на федеральном
уровне, включающие: 1) усиление процесса
межрегиональной интеграции; 2) снижение
дифференциации условий социально-экономического
развития регионов; 3) обеспечение свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых
средств на всей территории РФ; 4) законодательное
определение условий предоставления государственной
помощи, обеспечение равных условий в
конкурентной среде; 5) создание условий
для межрегиональной конкуренции по привлечению
капитала.
Заключение
Организационная структура управления является социально-экономической
категорией, характеризующей отношения
совокупности звеньев аппарата управления
и существующих между ними организационных
связей, выражающих взаимодействие и координацию
элементов внутри данной системы. Структура
отражает состав элементов, внутреннюю
форму организации системы, ее статику,
тогда как организационные отношения
обеспечивают тесноту и эффективность
структурных связей.
Организационные структуры управления
имеют три сферы применения: государственную,
коммерческую и общественную. Государственная
сфера в свою очередь имеет три уровня:
федеральный, региональный и казенных
предприятий. Коммерческая сфера управления
охватывает различные уровни корпоративного
(обобществленных собственников) управления:
малого, среднего и крупного предпринимательства
в различных организационных формах. Это
субъекты хозяйствования — кооперативы,
концерны, холдинга и др. Общественная
сфера в настоящее время приобретает экстраординарный
характер. Такая типизация организационных
структур обусловливает и соответствующие
организационные формы управления: министерства,
ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные
общества, муниципальные образования,
частные и казенные предприятия, банки,
фонды и т.д.
Элементы организационной структуры
в совокупности образуют организационное
единство для реализации общей цели.
Региональная политика государства –
составная часть национальной стратегии
социально-экономического развития.
Для России региональная политика имеет
исключительно важное значение. Вследствие
огромных различий природно-географических,
социально-демографических, экономических
и других условий на территории России
унифицированный подход к регионам невозможен.
Напряженная социально-экономическая
ситуация в регионах, чрезмерные региональные
контрасты в социальных условиях – угроза
самому существованию государства, ведущая
к его распаду. Региональная политика
призвана ослабить внутренние социальные
напряжения, сохранить целостность и единство
страны.
Разделение целей и задач региональной
политики на направления создают возможность
для органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления
эффективнее решать проблемы регионов.
Список литературы
Нормативно-правовые
акты
Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря.
Указ президента
РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях
региональной политики в Российской Федерации»
// Российской газета. – 11.06.1996.
Специальная литература
Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная
экономика. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 666 с.
- Гаврилов А.И. Региональная
экономика и управление. – М.:ЮНИТИ -ДАНА,
2002. – 179 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.
М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 493 с.
- Коробова О.В., Герасимов Б.И.,
Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация
системы управления развитием региона
/ Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф.
Б. И. Герасимова.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос.
техн. ун-та, 2002. - 104 с.
- Мищенко В.В. Экономика регионов.-
Барнаул: АГУ, 2002.- 288 с.
- Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное
и региональное управление. – М.:, 2002. –
329с.
- Учитель В.А. Развитие федерации и проблемы
региональной политики. //Новая газета. – 20.01.2010.
- Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная
экономика. – М.: ИНФРА – М. – 416с.
- Хутин А.Ф. Проблемы государственной региональной
политики в современных условиях // Научный эксперт. – 2010.- №
3.