Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:57, доклад
Основные макроэкономические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС) – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.
Главная функция СНС – предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства.
В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧВН, НД, личные располагаемые доходы и т.д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса.
Ключевыми макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД).
на 4,3 процент. пункта, в 2013 г. – на 4,6 процент. пункта. При этом доля электроэнергии, реализуемой на свободном рынке, возрастает с 28,7% в 2009 г. до 53% в 2010 г. и до 76% в 2011–2013 гг.
Регулируемые оптовые цены на газ природный для населения увеличатся в 2011 г. на 17,1%, в 2012 г.–на 19,2%, в 2013 г. – на 15% и превысят среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 9,2 процент. пункта, на 13,5 процент. пункта и на 9,6 процент. пункта соответственно.
1.8. В соответствии с
базовым сценарием прогноза
Динамика изменения цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике.
1.9. Согласно прогнозу экспорт товаров в 2011–2013 гг. по сравнению с 2010 г. увеличится по стоимости на 14,2% и будет составлять ежегодно 389,2–432 млрд. $ США. При этом темп прироста физического объема экспорта товаров уменьшится с 2,6% в 2011 г. до 2,2% в 2013 г., рост цен экспортных поставок существенно замедлится в 2011 г. – до 0,3%, вырастет в 2012 г. до 4,1%, а в 2013 г. составит 2,7%.
Импорт товаров, после значительного сокращения в 2009 г., в 2010 г. по стоимости вырастет на 25,7% и увеличится за период 2011–2013 гг. на 38,6%.
Более быстрый рост импорта товаров по сравнению с экспортом приве-дет к тому, что сальдо торгового баланса снизится с 111,7 млрд.$ США в 2011 г. до 98 млрд. $ США в 2013 г. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таблица 2.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Среднегодовой курс доллара США, рублей за 1 доллар США |
24, |
31,7 |
30,4 |
30,5 |
30,7 |
31,0 |
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель |
94,4 |
61,1 |
75 |
75 |
78 |
79 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
471,6 |
303,4 |
378,2 |
389,2 |
411,8 |
432,0 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
291, |
191,8 |
241,0 |
277,5 |
303,1 |
334,0 |
Сальдо торгового баланса, млрд. долларов США |
179,7 |
111,6 |
137,2 |
111,7 |
108, |
98,0 |
В структуре внешней торговли России остаются чрезмерно высокой доля в экспорте топливно-энергетических товаров и металлов и очень незначительным удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. По итогам 2010 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, металлов и изделий из них составили в общем объеме экспорта – 80% (по оценке). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта составила в 2010 г. 5,1% (по оценке).
Прогнозируемое снижение в структуре экспорта доли минеральных продуктов с 67,8% в 2011 г. до 66,2% в 2013 г. и увеличение удельного веса металлов с 11,4% до 11.6% предусматривают сохранение доли этих групп товаров в общем объеме экспорта на высоком уровне (79,2% – в 2011 г. и 77,8% – в 2013 г.), т.е. фактически закрепляется сырьевая направленность экспорта. В то же время удельный вес машин, оборудования и транспорт-ных средств, по прогнозу, должен вырасти только на 0,3 процентного пункта (с 5,3% в 2011 г. до 5,6% в 2013 г.).
1.10. Определенный риск
для макроэкономической
В предлагаемом прогнозе на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. намечается ослабление среднегодового номинального курса рубля к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю в 2011 г. 30,5 рубля за 1 $ США, в 2012 г. – 30,7 рубля за 1 $ США и в 2013 г. – 31 рубль за 1 $ США (по оценке, 30,4 рубля за 1 доллар США в 2010 году).
Прогнозируемые серьезные изменения в курсовой политике оказывают существенное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также затрудняют возможность хозяйствующим субъектам выстраивать долгосроч-ные прогнозы своего развития. При этом в случае возможного снижения цен на нефть на мировом рынке и увеличения оттока капитала вероятность ослабления курса рубля к доллару США существенно возрастает.
Для бюджетной системы РФ ослабление курса рубля к доллару США будет означать, с одной стороны, получение дополнительных доходов, в том числе и из-за курсовой разницы, а с другой усиление инфляции, замедление роста реальных располагаемых доходов населения, повышение процентных ставок, включая ставки по кредитам, что приведет к ограничению возможностей активизации инвестиционной деятельности. В конечном итоге не исключена вероятность замедления экономического роста в целом.
В то же время нельзя исключить риски укрепления курса рубля к доллару США в рассматриваемом перспективном периоде. Вероятность такого развития событий связана с возможным ростом цен на нефть на мировых рынках сверх планируемого в прогнозе уровня в случае более динамичного выхода из кризиса мировой экономики и обусловленного этим увеличения спроса на нефть на мировых рынках. Укреплению курса рубля к доллару США может способствовать увеличение притока иностранного капитала в Россию.
Кроме того, необходимость обеспечения достижения целевых уровней инфляции в 2011–2013 гг. потребует реализации более жесткой денежно-кредитной политики, что также будет способствовать укреплению рубля.
1.11. Анализ прогноза показывает,
что наблюдается сдержанная
Реальные располагаемые доходы (РДН) увеличатся в 2011 и в 2012 гг. – на 3,6% ежегодно, в 2013 г. – на 4,2%. Реальная заработная плата увеличится в 2011 г. – на 3,5%, в 2012 г. – на 4%, в 2013 г. – на 4,7%, т.е. прогнозируются более низкие темпы роста данного показателя по сравнению с 2010 г., что будет сдерживать активизацию внутреннего потребительского спроса в плановом периоде.
Предлагаемые в прогнозе меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии, позволят в целом за 2011–2013 гг. увеличить средний размер трудовой пенсии на 2 390 руб., или на 31% (с 7710 руб., по оценке, в 2010 г. до 10100 руб. в 2013 г.), а прожиточный минимум пенсионеров – на 1292 руб., или на 28,9% (с 4473 руб. в 2010 г. до 5765 руб. в 2013 г.). В то же время прогнозируется, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится к 2013 г. до 35,8% по сравнению с 37% в 2010 г.
В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет опережать рост потребительских цен на 2,5 процент. пункта. Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать более активному сокращению численности малообеспеченного населения. В результате численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится с 12,5% общей численности населения в 2010 г. до 11,3% в 2013 г., т.е. лишь на 1,2 процентного пункта.
Прогнозируется уменьшение общей численности безработных (в среднем за период) с 5,6 млн. человек в 2010 г. до 4,9 млн. человек в 2013 г.
В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта феде-рального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
По мнению Счетной палаты, подготовка прогнозов должна осуществляться в тесной взаимной увязке с концепцией, долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и бюджетной стратегией. Для этого необходимы, во-первых, синхронизация и четкое согласование между собой стратегий и концепций, с отраслевыми программными документами и, во-вторых, разработка комплекса мер и плана действий по реализации намеченных в прогнозе на ближайший плановый трехлетний период индикаторов. В случае отклонения прогнозируемых индикаторов от целевых Правительством РФ должны быть предприняты соответствующие меры.
1.12. Проведенный Счетной
палатой сопоставительный
Например, на 1 этапе реализации Концепции (2012 г. к 2007 г.) темпы роста ВВП должны были составить 137–138%, на 2 этапе (2020 г. к 2012 г.) – 164–166%, что позволило бы к 2020 г. по сравнению с 2007 г. увеличить ВВП в 2,25–2,3 раза. Однако существенное снижение макроэкономических показателей в 2009 г. вследствие финансово-экономического кризиса и последующее прогнозируемое относительно медленное восстановление экономики не позволят достичь намеченного на первом этапе реализации Концепции целевого индикатора роста ВВП. Так, по данным прогноза, темп роста ВВП составит в 2012 г. по сравнению с 2007 г. лишь 109,1%. Таким образом, для достижения целевого значения Концепции объем ВВП должен в 2020 г. относительно 2012 г. увеличиться ≈ в 2,1 раза, а среднегодовые темпы роста ВВП в 2013–2020 гг. должны быть не ниже 109,5–109,8%.
Аналогичные риски содержатся в достижении и некоторых других целевых макроэкономических индикаторов, представленных в таблице 3, характеризующей темпы роста макроэкономических показателей.
Таблица 3.
2012 г. к 2007 г. |
2020 г. к 2012 г. |
2020 г. к 2007 г. |
2020 г. к 2012 г. |
2013–2020 гг. среднегодовые темпы роста (расчетно) | ||
Концепция (I этап) |
Прогноз на 2011–2013 гг. |
Концепция (II этап) |
Концепция |
расчетно |
||
Валовой внутренний продукт |
137–138 |
109,1 |
164–166 |
225–229 |
206,7–211,3 |
109,5–109,8 |
Производительность труда |
140–141 |
110,1 |
171–178 |
239–251 |
219,1–228,8 |
110,3–110,9 |
Инвестиции в основной капитал |
180–185 |
107,5 |
215–223 |
387–412 |
360,9–381 |
117,4–118,2 |
Реальные располагаемые доходы населения |
153–154 |
117,3 |
164–172 |
251–265 |
214,4–225,5 |
110–110,7 |
Имеющиеся риски, связанные с достижением намеченных в Концепции целевых макроэкономических индикаторов, могут потребовать их корректировки, обусловленной изменившимися условиями социально-экономического развития страны и высокой степенью неустойчивости развития мировой и российской экономики.
1.13. Темпы прироста мировой экономики (оценка на 2010 г. и прогноз на 2011–2013 гг. Минэкономразвития России) представлены в таблице 4.
Таблица 4. Темпы прироста мировой экономики (в% к предыдущему году)
вариант |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Мир |
базовый |
-0,6 |
4,3 |
3,8 |
4 |
4,2 |
консервативный |
3,2 |
3 |
2,8 | |||
оптимистичный |
4,3 |
4,6 |
4,8 | |||
США |
базовый |
-2,4 |
3 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
консервативный |
1,5 |
1,4 |
1,8 | |||
оптимистичный |
2,9 |
3 |
3,2 | |||
Еврозона |
базовый |
-4,3 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
консервативный |
1 |
1 |
0,8 | |||
оптимистичный |
1,8 |
1,9 |
2 | |||
Япония |
базовый |
-5,3 |
3 |
1,2 |
1,2 |
1 |
консервативный |
1 |
0,8 |
0,5 | |||
оптимистичный |
1,8 |
2,2 |
2 | |||
Китай |
базовый |
8,7 |
10 |
8,5 |
8,6 |
8,5 |
консервативный |
8 |
6 |
7,2 | |||
оптимистичный |
9,5 |
9,8 |
9,7 | |||
СНГ (без России) |
базовый |
-6,6 |
4,7 |
4,7 |
5,3 |
4,9 |
консервативный |
4,5 |
4,5 |
4,2 | |||
оптимистичный |
5,2 |
6,3 |
5,8 | |||
Россия |
базовый (2b) |
-7,9 |
4 |
4,2 |
3,9 |
4,5 |
консервативный (1b) |
3,6 |
3,2 |
3 |
3,3 | ||
консервативный (1а) |
3,6 |
2,9 |
2,3 |
2,2 | ||
оптимистичный (2с) |
4 |
4,5 |
4,3 |
4,9 |