Основные модели несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, доклад

Краткое описание

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется
хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается
ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках
значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с
рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они
могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются
и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за
поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть
своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией
несовершенной конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

основные модели не совершенной конкуренции.docx

— 51.58 Кб (Скачать файл)

    Несовершенная конкуренция.                

Под несовершенной  конкуренцией понимается рынок, при  котором не выполняется

хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве  реальных рынков подавляющая часть  продукции предлагается

ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках

значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях  с

рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они

могут существенно  влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются

и отношения между  участниками рынка: производители  внимательно следят за

поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть

своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются  теорией

несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию  принято подразделять на три основные типа:

монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

               2.3.         Монополистическая конкуренция.              

Большинство производителей, производящие похожие, но различные  с точки зрения

покупателей товары, действуют в условиях монополистической  конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами):

один от другого  может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном.

Таким образом, фирмы  конкурируют, продавая дифференцированные продукты.

Дифференциация  товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать

цену вне зависимости  от действий конкурента. Каждая фирма  является единственным

производителем, и  в этом смысле, монополистом. (2,52). Однако, фирма

имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

На рынках монополистической  конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно

приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%.

(2,52)

Вход на рынок  монополистической конкуренции  достаточно свободен и

определяется размерами  капитала. Однако вход на рынок по сравнению  со

свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые

продавцы могут  испытывать трудности со своими новыми для потребителей

торговыми марками  и услугами.

Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят

степень монополизации  рынка.

  2.4.         Олигополия.                        

Под олигополией  понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Точное число  фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает

довольно большую  часть национального рынка, ограниченную с одной стороны,

монополией, с другой – монополистической конкуренции. Об этом свидетельствуют

данные таблицы 2, где показана также различная  степень концентрации

производства в  некоторых олигополистических отраслях США.                                              

Таблица 2

                    Степень концентрации  производства                   

           в некоторых олигополистических  отраслях США, 1997г.          

    

Отрасль Число продавцов Годовые поставки четырех  крупнейших компаний, %
Алюминиевая 15 64
Свинцовая 5 99
Автомобильная 28 92
Дом. холодильники 18 94
Жевательная резинка 9 95
 
 
 
Кукурузный  сахар
19 65
 

                                                                      Диаграмма1

Из анализа диаграммы1, можно сделать вывод, что наибольшую концентрацию

производства заключает  в себе автомобильная и некоторые отрасли пищевой

промышленности.

Фирмы получают высокую  прибыль потому, что доступ на рынок  олигополии

значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же

барьеры, что и  в условиях монополии. В числе  важнейших – величина капитала,

необходимая новой  фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих

производителей  над новейшей техникой и технологией  производства.

Олигополистический  рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией

немногих соперников, на что в свое время и обратил  свое внимание

основоположник  теории олигополии – французский  экономист К. Курно: т.к. на

рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен

следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении

ценовой политики, а также оценивать потенциальные  последствия своих решений.

В зависимости  от типа продукции различают чистую олигополию и

дифференцированную. (2,53)

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный

продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной

промышленности. Идентичность этих товаров определят и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального

назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные

олигополии специализируются на выпуске товаров потребительного  назначения,

это – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

                         2.5.         Монополия.                        

Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип  фирмы. (2,54) Она

представляет собой  крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в

определенной сфере  национального хозяйства. Обычно монополия  ассоциируется с

известными всему  миру компаниями: “General Motors”, “Nike”, “Reebok”,

“Coca-Cola”, “Sprite”  и др.

Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение

фирмы. На рынке  возможна ситуация, когда покупателям  противостоит

преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции

определенного вида. В этом случае монополистом может  оказаться небольшое по

размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может  и не быть монополистом,

если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии  как виду экономической структуры  рынка, мы

рассматриваем ее как определенный тип экономических  отношений, который дает

возможность одному из участников этих отношений диктовать  свои условия на

рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель,

который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему

устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования

монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких

заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить

назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих

заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести  предоставление

коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию

книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естесственно,

привлекает в  отрасль других производителей. В  случае чистой монополии барьеры

для вступления в  отрасль достаточно велики, и это  практически блокирует

проникновение конкурентов  на монополизированный рынок. Барьеры,

препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

     1.                 Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с

низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного

монополизацией  рынка. Такую монополию часто  называют «естественной монополией» 

(2,54) , т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны,

если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым  конкурентам чрезвычайно

трудно войти  в такую отрасль, т.к. это требует  крупных капиталовложений.

     2.                 Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в

России правительство  предоставляет фирмам статус единственного  продавца

(транспортные  услуги, связь, газоснабжение). Но  взамен на эти привелегии

правительство сохраняет  за собой право регулировать действия таких монополий,

чтобы исключить  злоупотребление монопольной властью, защитить интересы

монополизированных  отраслей и населения.

     3.                 Патенты и лицензии. Правительство гарантирует

патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что

обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке  и на определенный

промежуток времени  гарантирует их исключительные права.

     4.                 Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые

компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками

производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного

продукта. Так, «Aluminum company of America» является владельцем всех основных

источников бокситов. Довольно длительное время канадская  компания “ИНКО”

контролировала  около 90% известных мировых запасов  никеля. Большинство алмазных

рудников контролируется южноафриканской компанией «Де  Бирс».

                               Заключение.                              

И в заключение, хотелось бы отметить, что современная  рыночная организация, а

также основные модели рынка имеют довольно сложную  структуру. Экономическая

теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции.

Вообще, конкуренция  – это экономическое соревнование между гражданами,

Информация о работе Основные модели несовершенной конкуренции