Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, доклад
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется
хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается
ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках
значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с
рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они
могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются
и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за
поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть
своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией
несовершенной конкуренции.
фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение
наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от
их использования максимальной выгоды. Однако, в условиях современного мира мы
наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию,
монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая
монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести
предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные
компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.
Теории несовершенной конкуренции
Модель
совершенной конкуренции
1) экономика является гибкой и мобильной;
2) не существует экономической власти.
Многие
представители экономической
Американец Эдвард Чемберлин (1899-1967) в работе "Монополистическая конкуренция" (1933) пытался решить двоякую задачу:
1) приспособить неоклассическую теорию ценообразования к фактам подрыва свободной конкуренции со стороны монополий;
2) предложить нетрадиционное для неоклассиков решение проблем неполной занятости, не отказываясь от концепции экономического невмешательства.
Основные категории Чемберлина : "чистая конкуренция" - это такая ситуация на рынке, при которой число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену; "чистая монополия" - состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой, полностью диктующей цену. Неоклассическая теория рассматривала конкуренцию и монополию как взаимоисключающие . По мнению Чемберлина , в реальной жизни типичен их синтез: монополистическая конкуренция.
Такая структура образуется в результате дифференциации продукта для захвата контроля над ценой. Добившись дифференциации фирма становится монополистом. Но такая монополия не является чистой: она не уничтожает конкуренцию, так как производителей много и их продукты являются субститутами. Возникает своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над дифференцированным продуктом, вторая - с наличием субститутов.
При помощи
концепции "монополистической
Дистанционные Курсы Forex - это восхитительная перспектива для Вас подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Forex!
Кривые В и Ы изображают спрос и предложение в условиях чистой конкуренции. Уравнивающей ценой является ЗС. Монополист будет устанавливать цену на более высоком уровне (ЗМ). Обладая контролем, он будет соотносить свои издержки не со средним доходом (ФК), а с предельным доходом (ЬК).
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребитель платит за товары дороже, выпуск меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица. Посредством этого Чемберлин предлагает новое объяснение депрессии 30-х г.
Дифференциация порождена разнообразием вкусов потребителей. Чемберлин предлагает систему мер по борьбе со злоупотреблениями торговой маркой. Был поставлен под сомнение принцип "суверенитета потребителя". Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Он показал, что ценовая конкуренция трансформируется в соревнование по качеству и обслуживанию.
Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта". В отличие от издержек производства, приспосабливающих продукт к спросу, издержки сбыта нацелены на приспособление спроса к продукту, манипулирование спросом.
По Чемберлину , рынок в условиях монополистической конкуренции определяется тремя факторами: 1) ценой продукта, 2) особенностями самого продукта, 3) расходами по сбыту. Недогрузка производственных мощностей, безработица, рост цен не являются следствием недостаточного совокупного спроса, а выступают как плата за дифференцированное потребление.
Проблемы несовершенной конкуренции изучались также англичанкой Джоан Робинсон (1903-1983), в работе "Экономика несовершенной конкуренции" (1933). Она разделяла точку зрения Чемберлина , что условием монопольного обладания продуктом является дифференциация. Но дифференциация не является единственным условием монополии. Монополия еще связана с крупным производством. Робинсон интересуют новые условия в динамике издержек и спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль.
В этой области достижением Дж . Робинсон является учение о дискриминации в ценах . В условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью; иное дело - несовершенная конкуренция. Здесь эластичность спроса резко ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок товара на сегменты и для каждого из них назначить особую цену, чтобы общая прибыль оказалась максимальной (ценовая дискриминация). Если монополист назначит на всех рынках одинаково высокую цену, то спрос резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске монополизированного нового товара сначала назначить на него высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть публики, затем несколько понизить цену, вовлекая в процесс реализации менее состоятельные слои общества и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены сегменты с высокой эластичностью спроса по цене.
Подобная тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация.
Робинсон пытается оценить желательность дискриминации с точки зрения общества в целом. С одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах, несколько повышает объем выпуска продукции, так как дает возможность начать производство данного товара до того момента, когда его предельная полезность сравняется с предельными издержками. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов, к их общему недоиспользованию. К тому же монополизация производства в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.
Отрицательными последствиями несовершенной конкуренции являются следующие: 1) порождение социальной несправедливости, 2) снижение цены товара - труда. Робинсон вводит в научный оборот термин "монопсония". Под монопсонией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки. Учением о монопсонии Дж . Робинсон объясняет феномен эксплуатации труда. Она предполагает, что монопсонистом может выступать крупная фирма, покупающая труд неорганизованных работников, навязывая им свои условия сделки. В этой ситуации реальная зарплата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию. Предотвратить такую ситуацию может, по Робинсон , законодательство о минимальной заработной плате и политика профсоюзов. Таким образом неоклассическая школа приходит к выводу об использовании методов государственного регулирования.
Информация о работе Основные модели несовершенной конкуренции