Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:28, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
Введение
1. Основные модели рыночной экономики.
1.1 Шведская модель рыночной экономики.
1.2 Американская модель рыночной экономики.
1.3 Японская модель рыночной экономики.
1.4 Российская модель переходной экономики.
Заключение
Список литературы
^ 1.4 Российская модель переходной экономики.
В настоящее время переходная экономика России представляет собой взаимодействие, с одной стороны, прошлой, (но еще не ушедшей с арены) централизованной системы хозяйствования, а с другой стороны, новой рыночной системы. Это означает, что внешние, экзогенные, факторы — факторы централизованного управления — сдерживают развитие рынка, и следовательно, внутренние, эндогенные, силы развития экономики «сдавлены» и не могут проявить себя в полной мере. Поэтому не случайно, что переходная экономика формируется в противоречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализация экономики, а с другой — все еще жесткий государственный контроль.
Специфика переходной экономики в России такова:
1. Плюрализм форм собственности, т. е. :
а) экономическое и внеэкономическое (бюрократическое
и т. п.) отчуждение работников от средств производства и превращение их в наемных работников;
б) трансформация бывшей номенклатуры в собственников,
обеспечивающих первоначальное накопление капитала;
в) реорганизация бывших государственных предприятий в
закрытые бюрократические корпорации.
2. Интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования.
Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу общества.
3. Новые распределительные отношения доходов.
На этой основе формируется специфическая структура общества: с одной стороны, капиталистическая элита, с другой — средний
класс, обслуживающий элиту (служащие СП, средняя государственная корпоративная бюрократия, работники финансовых учреждений, охрана и др.), и нарождение беднейшего класса наемных работников.
Соединение всех названных специфических закономерностей приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентрация экономической власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека, тем больше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.
Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличения пропасти между богатыми и бедными.
Исходные условия. Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного рыночного хозяйства требуется активизация потребительского (платежеспособного) спроса населения и предприятий. В развитых странах платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т. д. В России начиная с 1992 г. в результате проведения курса реформ наблюдается падение платежеспособного спроса. В результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие, не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин потери доверия к правительственной программе проведения курса реформ.
В начале 1998 г. в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 г. В ближайшие два года (1998-1999 гг.) не предусматривался переход к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидалось, что в 1998 г. темпы прироста основных макропоказателей будут низкими. Так оно и случилось в результате мирового финансового кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 г.
Чтобы обеспечить экономический рост в будущем, необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.
Первая проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.
Вторая проблема — обеспечить эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.
С этой целью государство должно стимулировать инвестиции в развитие экономики.
Чтобы устранить негативное влияние проводимых реформ на социально-экономическое положение в стране, необходимо в области бюджетной политики:
- поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависимость от финансового состояния реального сектора экономики;
- избегать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у населения) и погашения;
- ввести в законодательное русло процесс использования денежной
эмиссии в целях обеспечения российской экономики и увеличения эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком
России;
- необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной безвозмездной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета и
восстановить практику целевого кредитования не только банков для финансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной
основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских
структур.
В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:
сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые
отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);
проведение гибкой политики налоговой нагрузки на промышленные предприятия и на население;
изменение действующей практики начисления налогов в сторону
учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит решить проблему уплаты налогов «живыми деньгами»;
в области денежно-кредитной политики необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству. Именно государство — основной гарант устойчивости национальной валюты и источник доверия к национальным институтам денежной системы;
необходимо полнее включать бюджеты домашних хозяйств в сферу кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов
основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или
регрессивность) проводимой политики. ЦБ России должен расширить сферу своей ответственности за стабильность национальной валюты.
Банк России призван контролировать достаточность денежной массы не
только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений денег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные
ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах предприятий и т. д.), а не просто совокупного спроса на деньги.
В области денежно-кредитной политики курс проведения реформ должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального прожиточного минимума. В этой связи первоочередными целями денежно-кредитной политики государства должны стать:
- показатели реальных доходов населения и прежде всего степень
обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами;
- в условиях высокого уровня долларизации накоплений населения
основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбережениях
граждан. Одномоментные меры по снижению уровня долларизации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере денежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное — резко
повысить давление на потребительский рынок. Кроме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут играть на руку определенным группам участников финансового рынка;
- чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной
валюте необходима система гарантий;
- включение населения в систему кредитно-денежных отношений
традиционно сводится к одному аспекту — привлечению сбережений на
селения в качестве банковских ресурсов;
- активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста — обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная политика формируется в
ограниченном рамками макроэкономического подхода информационном
пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о происходящих социально-экономических процессах, тем более в сфере денежных отношений;
- установление четкого «статуса» клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защитить государство. Прежде всего нужно отказаться от
неверного, хотя и закрепленного в законе, положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это его прямая
обязанность перед гражданином.
Итак, в результате проведения курса реформ в России заложены правовые и институциональные основы рыночной экономики, вместе с тем налицо спад производства, финансово-экономическая нестабильность и глубокий социальный кризис. А отсюда разочарование населения в реформах и активизация разнообразных форм социального протеста. И причиной тому явилась непродуманная политика приватизации, что исключило мощные социально-экономические механизмы из инструментария рыночных реформ.
Заключение
Современная рыночная экономика на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Список литературы.
Кэмбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. В 2 томах. – М.: Республика, 2008
Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2010
Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: Мысль, 2006
Колесов В.П. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учеб. пособие для экон. спец. вузов. – М.: Флинта, 2000
Комаров В. США: тенденции благоприятны. Экономика и жизнь. - №14, 2008
Рогов С.М. Американское государство накануне третьего тысячелетия. США: экономика, идеология, политика. - №11, 2007