Основные направления и приоритеты государственной социальной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

В силу социальности экономических отношений любая экономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержит в большей или меньшей степени социальные элементы, и поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Следовательно, реформирование экономики объективно представляет собой целостную социально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг с другом. Поэтому результатом реформирования экономики должно быть создание такой социально-экономической системы, которая бы сочетала преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………..…....3
1. Роль социальной политики в современной рыночной экономике…4
2. Социальная политика: понятие, цели, принципы, функции…….….8
3. Политика обеспечения занятости.………………………… …….….11
4. Политика социальной защиты……………………………….……....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………… ……………….……….……..17
Литература ………………………….………...……………..……….…....18

Вложенные файлы: 1 файл

КР_Управление государственной социальной политики_Жукова_В_Н.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

В настоящий момент неотложными являются: обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социальной неустойчивости и взрыва. В среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления, а в долговременной перспективе – приближение уровня и качества жизни к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно-технической революции.

 Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится:

-прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, а также объемов и качества питания;

-своевременная выплата заработной платы и пенсий;

-сужение зоны бедности и безработицы;

-остановка разрушения социальной сферы.

В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей.

Социальными приоритетами являются:

-уровень и качество жизни;

-здравоохранение;

-образование;

-экология.

Для их четкого определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств, разграничить области применения  прямых и косвенных методов регулирования, разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

 

  1. Политика обеспечения занятости

 

Социальная политика социально ориентированной экономики не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей (рис.2.1):

1.Политика регулирования доходов населения

2.Политика обеспечения занятости

3.Политика социальных гарантий

4.Политика социальной защиты

5.Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Специфику системы доходов в переходный период предопределяет первая структурная часть социальной политики – политика доходов.

Преодолеть бедность можно только тогда, когда трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной защиты должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.

Важной особенностью политики распределения доходов в переходный период должен быть переход к системе социального партнерства и ее развитие.

Основными инструментами проведения политики доходов являются: налоговая система, разного рода льготы, дотации и субсидии, ценовое регулирование и др. Их конкретный выбор зависит от конкретно-исторических условий, модели развития, а также этапа переходного периода.

Вторая структурная часть социальной политики – политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них - безработица.

При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направленная на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту доход.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов:

-обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам;

- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

предоставление социальных гарантий и компенсаций  безработным;

- содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать 2 типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости: пассивный, активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две  основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособий по безработице. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.

Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый метод – повышение спроса на рабочую силу. Это осуществляется двумя основными способами: общеэкономическим, созданием нетипичной занятости

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

  • расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
  • льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
  • кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью.

Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда.  

Эти меры состоят в следующем:

  • расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной.
  • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
  • введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Следующей структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий. Под ней понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, необходимых для жизнедеятельности членов общества на данном этапе развития.

Социальные гарантии – это комплекс социально–экономических и правовых условий, обеспечивающих основные права членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов, обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг, соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.  

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах:

  • минимальный потребительский бюджет
  • минимальная заработная плата.

 

  1. Политика социальной защиты

 

Следующая структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально- экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по объективным, не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются:  гуманность; дифференцированный подход к социально-демографическим слоям и группам населения; адресность  защиты; гибкость системы; интеграция различных частей в единую систему; надежность ресурсного обеспечения проводимых мер.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия, пенсии, субсидии. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и т.п.

Методы  социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период являются следующие: социальная помощь, социальное страхование, социальное попечительство, социальная поддержка, социальное обслуживание.

Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные и т.п.).

При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.

Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики.

Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях; 2) растущая опасность экологической катастрофы могут, при их соединении, поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного периода, но и в самом существовании населения страны, региона, Земли в целом.

Главными причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Рост смертности обусловлен следующим: ухудшением здоровья в связи с ухудшением экономического положения людей; длительным социальным стрессом; ростом заболеваемости тяжелыми болезнями; ростом младенческой смертности; повышенной смертностью мужского населения неестественной этиологии.

Потери населения становятся безвозвратными для страны. Без населения, без его здоровья и активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа неосуществимы.

Это же можно сказать и об экологической безопасности. Если ее не обеспечить, социально-экономическая перестройка и социально-ориентированная модель обречена на провал.

Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период.

Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.

Главными функциями социальной стратегии можно считать:

  • выявление главной целевой направленности социальной политики;
  • обеспечение комплексности, внутренней непротиворечивости всех звеньев социальной политики.

Информация о работе Основные направления и приоритеты государственной социальной политики в Российской Федерации