Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и зарубежных инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства;
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

Нефинансовые - позволяющие  в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать  более благоприятные условия  для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ). 
 
Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование. 
 
Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов. 
 
Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала. 
 
Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте. 
 
Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране. 
 
Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

                                                         

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее  ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического  благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий, внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.

На деле, роль государства  при некотором изменении его  функций в переходной экономике  возрастает. Если в прежней системе  всесильное тоталитарное государство  во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся  кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы  путем регулирования внешнеэкономической  деятельности- одной из важнейших составляющих экономики. Ведь один из наиболее потенциальных путей «спасения и процветания» национальной экономики- это интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и внешняя торговля.

Поэтому, в своей работе я решил раскрыть методы регулирования  ВЭД, чтобы яснее прорисовались  многие эффективные меры совершенствования  регулирования внешнеэкономической  деятельности, но для формирования комплексной скоординированной  системы необходимы дальнейшие шаги в области экспортной, таможенной, налоговой политики и организационного содействия внешнеторговым операциям. Только в этом случае внешнеэкономическая деятельность из подручного и малоэффективного средства сведения, текущих и хронических дефицитов во многих государствах станет мощным катализатором роста народного благосостояния, подъема экономики, стимулом научно-технического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения,-1997г. - 411с.

2.  Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика: Тезисы лекций/ под ред. В. К. Матюшевской. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.

3.  Матюшевская В.К. и др. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, - МН.:1993г. - 95с

4.  Круглов А.С. и др. Основны таможенного дела, М.: РИО РТА, 1996г. - 310с.

5.  См. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право капиталистических стран”, М., 1980 г.,

6.  “МЭ и МО”, 1994 г., №7,

7.    Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

8.   С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год

9.   Большая советская энциклопедия.

10. Краткий экономический словарь.

11. П. Самуэльсон "Экономика"  том 2

12. К. Р Макконнелл, Стэнли Брю "Экономикс" том 2

13.   "Основы международной торговли" Киев BHV 1995 г.

14.   Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва

15.   С. Мочерный "Основы экономической теории" Тернополь 1993 г.


Информация о работе Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности