Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:43, контрольная работа
Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными
Ответ: Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.
Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы. Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.
Индивидуальное задание ………….......................................................
Контрольное задание 1 ………...............................................................
Т.1.1…………….…………………………………………………
Т.1.2………………………………………………………………..
Т.1.3………………………………………………………………..
П.1.1………………………………………………………………
П.1.2………………………………………………………………
П.1.3………………………………………………………………
Контрольное задание 2 ………...............................................................
Т.2.1…………….…………………………………………………
Т.2.2………………………………………………………………..
Т.2.3………………………………………………………………..
П.2.1………………………………………………………………
П.2.2………………………………………………………………
П.2.3………………………………………………………………
Контрольное задание 3 ………...............................................................
Т.3.1…………….…………………………………………………
Т.3.2………………………………………………………………..
Т.3.3………………………………………………………………..
П.3.1………………………………………………………………
П.3.2………………………………………………………………
П.3.3………………………………………………………………
Контрольное задание 4 ………...............................................................
Т.4.1…………….…………………………………………………
Т.4.2………………………………………………………………..
Т.4.3………………………………………………………………..
Т.4.4………………………………………………………………
Т.4.5………………………………………………………………
П.4.1………………………………………………………………
П.4.2………………………………………………………………
Контрольное задание 5 ………...............................................................
Т.5.1…………….…………………………………………………
Т.5.2………………………………………………………………..
Т.5.3………………………………………………………………..
П.5.1………………………………………………………………
П.5.2………………………………………………………………
П.5.3………………………………………………………………
Контрольное задание 6 ………...............................................................
Т.6.1…………….…………………………..……………………………………Т.6.2………………………………………………………………..
Т.6.3………………………………………………………………..
П.6.1………………………………………………………………
П.6.2………………………………………………………………
П.6.3………………………………………………………………
Контрольное задание 7 ………...............................................................
Т.7.1…………….…………………………………………………
Т.7.2………………………………………………………………..
Т.7.3………………………………………………………………..
П.7.1………………………………………………………………
П.7.2………………………………………………………………
П.7.3………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы ……………………….............................................
Оценочный лист .......................................................................................
Ментальная ловушка- это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было.
Институциональная ловушка-
неэффективность сложившихся
Практическая часть
П.2.1 Охарактеризуйте заинтересованные стороны. Сформируйте проблематику системного исследования
Ответ: В проблеме повышения качества жизни заинтересованными сторонами являться правительство страны и народ. Повышение благосостояния населения - важнейшая задача экономической и социальной политики. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.
П.2.2 На основе базовой методики системного анализа разработайте методику ad-hoc. Обоснуйте вашу разработку
Ответ: Для нахождения корневых причин проблем и выработки системных решений по их устранению, системным аналитиком должна быть разработана методика ad-hoc (применительно к конкретному случаю). Удобно отталкиваться при этом от базовой методики системного анализа, в которой выделяются следующие условные шаги: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения.
П.2.3 Перечислите формальные и неформальные институты, генезис которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы
Ответ: В рамках выбранной проблемы, нужно изучить такие институты:
1. Экономические институты;
2. Политические институты;
3. Институт семьи.
Контрольное задание 3
Теоретическая часть
Тема «Процедуры системного анализа»
Т.3.1 Охарактеризуйте процедуру целеполагания
Ответ: Целеполагание - это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:
- выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;
- предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
Т.3.2 Охарактеризуйте процедуру декомпозиции
Ответ: Декомпозиция - научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.
Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.
На этапе декомпозиции
задачи на подзадачи следует
- каждая подзадача должна иметь один и тот же уровень рассмотрения;
- каждая подзадача может быть решена независимо;
- полученные решения
могут быть объединены вместе,
позволяя решить исходную
Т.3.3 Охарактеризуйте процедуру измерений
Ответ: Процедура измерений - детальное описание процесса измерения в соответствии с одним или несколькими принципами измерения, с заданным методом измерения, основанное на выбранной модели измерения и включающее все необходимые расчеты для получения результата измерения.
Методика выполнения измерений: установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с гарантированной точностью в соответствии с принятым методом. Обычно методика измерений регламентируется каким-либо нормативно-техническим документом.
Практическая часть
П.3.1 Проанализируйте, имеет ли место феномен смещения целей. Обоснуйте суть и факторы подобного смещения
Ответ: Безусловно, феномен смещения целей имеет место в такой системе как РФ. Дело в том, что далеко не всегда точно выполняются запланированные требования к конечному состоянию системы. Нередко из-за неверной идентификации текущего состояния системы и ошибок в выборе управляющих воздействий траектория системы не попадает в целевую область, а проходит вблизи от нее. Тогда требуется своевременно принять решение о прекращении выполнения задачи, поскольку в дальнейшем независимо от принимаемых управленческих воздействий система будет отдаляться от цели.
П.3.2 Обоснуйте,
как должна быть проведена декомпозиция
системы. Опишите результат
Ответ: Декомпозиция системы:
1. повышение материального уровня жизни населения;
2. повышение уровня здоровья населения;
3. обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
4. обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
5. воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
И как результат-повышение уровня жизни народонаселения.
Проблемой может быть нехватка рабочих мест и низкооплачиваемые профессии.
П.3.3 Опишите необходимые для исследования факты и данные. Аргументируйте выбор измерительных шкал. Поясните выбор источников данных
Ответ: Система показателей, которая всесторонне отражает бы уровень жизни населения. Возьмем такие показатели::
1) реальные доходы на душу населения;
2) общий объем потребления материальных благ и услуг;
3) уровень потребления
продовольственных и
4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;
5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;
6) уровень социального обеспечения;
7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;
8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.
Контрольное задание 4
Теоретическая часть.
Тема «Моделирование систем»
Т.4.1 Опишите синтаксис и назначение модели «черного ящика»
Ответ: Модель черного ящика является отображение реальной системы, в которой полностью отсутствуют сведения о внутреннем содержании этого фрагмента, а создаются только входные и выходные связи системы со средой, при этом даже стенки ящика не описываются. Такая модель часто оказывается полезной, а иногда, и единственно возможной.
Эта модель изучает влияние лекарств на живой организм, анализ возможного влияния на экономическое развитие суверенитета государства и т.д.
Средством построения модели «черный ящик» могут служить текстовые описания, обобщенные блок-схемы, в которых вся система отображается единым блоком; в терминах теории множеств, перечисляя элементы входного множества Х и выходного множества У.
Т.4.2 Опишите
назначение и проблемы построения моделей
состава и структуры социально-
Ответ: Модель состава – представляет информацию о внутреннем содержании системы, описывает, из каких подсистем и элементов она состоит.
Построение модели состава выполняется поэтапно на разных уровнях детализации системы. Сначала выделяются наиболее крупные подсистемы, потом их функциональные составляющие – элементы подсистем и т.д. Разбиение системы на части при определении состава соответствует принимаемой точке зрения и цели использования модели.
Построение модели состава
системы только на первый взгляд кажется
простым делом. Если дать разным экспертам
задание определить состав одной
и той же системы, то результаты их работы будут различаться, и иногда
довольно значительно. Причины этого состоят
не только в том, что у них может быть различная
степень знания системы: один и тот же
эксперт при разных условиях также может
дать разные модели. Существуют по крайней
мере еще три важные причины этого факта.
Во-первых, разные модели состава получаются
вследствие того, что понятие элементарности
можно определить по-разному. То, что с
одной точки зрения является элементом,
с другой – оказывается подсистемой, подлежащей
дальнейшему разделению.
Во-вторых, как и любые модели, модель состава является целевой, и для различных целей один и тот же объект потребуется разбить на разные части. Например, один и тот же завод для директора, главного бухгалтера, начальника пожарной охраны состоит из совершенно различных подсистем. Точно так же модели состава самолета с точек зрения летчика, стюардессы, пассажира и аэродромного диспетчера окажутся различными. То, что для одного обязательно войдет в модель, может совершенно не интересовать другого.
В-третьих, модели состава различаются потому, что всякое разделение целого на части, всякое деление системы на подсистемы является относительным, в определенной степени условным. Например, тормозную систему автомобиля можно отнести либо к ходовой части, либо к подсистеме управления. Другими словами, границы между подсистемами условны, относительны, модельны.
Модель структуры предназначена для отображения взаимосвязей (отношений) между элементами рассматриваемой системы. Модель структуры можно рассматривать как дополнение модели состава, которая воспроизводит элементы системы. Однако, как правило, перечень одних только отношений между элементами без самих этих элементов не делается. Поэтому модель структуры является наиболее полной моделью, характеризующей как состав основных элементов, так и взаимосвязи между ними. При построении модели структуры выделяются интересующие виды отношений, исходя из которых выбираются элементы, участвующие в этих отношениях.
Т.4.3 Опишите синтаксис и назначение SADT-модели (стандарт idef0)
Ответ: Методология SADT разработана Дугласом Россом и получила дальнейшее развитие в работе [4]. На ее основе разработана, в частности, известная методология IDEF0 (Icam DEFinition), которая является основной частью программы ICAM (Интеграция компьютерных и промышленных технологий), проводимой по инициативе ВВС США.
Методология SADT представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, т.е. производимые им действия и связи между этими действиями.
Основные элементы этой методологии основываются на следующих концепциях:
Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Для уже существующих систем SADT может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются.
В основе методологии IDEF0 лежат следующие правила:
Модель IDEF0 состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, все функции ИС и интерфейсы на них представлены как блоки и дуги. Место соединения дуги с блоком определяет тип интерфейса.