Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:56, курс лекций
Необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей в разных странах. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу.
Основные тенденции во внешней торговле.
Необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей в разных странах. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится за границу.
В современном мировом хозяйстве существует две системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля, или ее либерализация.
Протекционизм характеризуется
введением высоких таможенных пошлин
на импортные товары. К этим пошлинам,
ограничивающим ввоз иностранных товаров,
нередко присоединяются экспортные премии,
поощряющие вывоз товаров. Хотя в настоящее
время преобладает концепция свободной
торговли, мнение о необходимости проведения
протекционистской политики еще довольно
широко распространено.
Свободная торговля – это свободный,
беспошлинный или облагаемый лишь незначительными
пошлинами ввоз товаров. Ее преимущества
заключаются в следующем:
1. стимулирует международную специализацию,
позволяет каждой стране потреблять такое
же количество товаров, что и до специализации,
минимизировав реальные расходы рабочего
времени, необходимые для создания данного
объема товаров;
2. облегчает развитие конкуренции, поддерживая
при этом дух новаторства;
3. дает возможность для расширения рынков
и, следовательно, для массового производства,
выгодного потребителям;
4. способствует экономическому развитию
и социальному прогрессу в странах, включенных
в международную торговлю.
Виды торговых барьеров:
-таможенные пошлины или тарифы
-импортные квоты
-эмбарго
-стандарты
-субсидии
-добровольные экспортные
Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот процесс или замедлять его. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи оказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки экономики страны, а также первоочередное удовлетворение жизненно важных потребностей страны и населения, не включая импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.
Система таможенных пошлин призвана
всемерно содействовать целям и
задачам ВЭД. При этом возможны такие
ситуации, когда система пошлин,
на первый взгляд, по отдельно взятым критериям
соответствует интересам
Политика государства
должна быть направлена на получение
максимального совокупного
Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов от национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.
Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ее экологического состояния как главный критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.
В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.
Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки производства, а с другой- не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.
С вступлением РФ в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным товаропроизводителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жесткой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.
Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.
Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна : государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожаленью, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.
При вступлении РФ в ВТО и неизбежном снижении в связи с этим ставок импортных таможенных пошлин, а также при усилении позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке в связи с курсом на усиление продовольственной и технологической безопасности страны, трудно ожидать, что снижение ввозных пошлин будет компенсировано ростом импорта. К тому же такой рост импорта был бы не в интересах страны.
Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их- к росту цен. На самом деле между таможенными ввозными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.
Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:
Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);
Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.
В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на[4]:
Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
Особые виды таможенных пошлин:
Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;
Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).
НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ (нетарифные
ограничения), ограничительное регулирование
внешней торговли, представляющее собой
совокупность экономических и административных
мер, не связанных с применением обычных
таможенных пошлин. Роль нетарифных барьеров
возрастает в условиях снижения таможенных
пошлин.
Существует до 500 различных
видов нетарифных ограничений, которые
охватывают ок. 18% мировой торговли. В развитых
странах нетарифные ограничения применялись
в отношении 17% импорта (50% чёрных металлов,
44% сельскохозяйственных товаров, 25% текстильных
изделий), а в развивающихся странах - св.
40% их импорта (50% импорта продовольствия).
Основная форма
нетарифных барьеров - количественные
ограничения, которые предполагают установление
квот на импорт (в отдельных случаях на
экспорт). Квотирование - наиболее жёсткая
административная форма регулирования
внешней торговли, которая в промышленно
развитых странах в основном отменена
(за исключением квотирования небольшой
группы товаров, в основном сельскохозяйственных).
Разновидностью количественных ограничений
являются добровольные ограничения экспорта,
вводимые странами-экспортёрами под давлением
стран-импортёров.
К нетарифным
ограничениям относится и лицензирование,
которое предполагает получение разрешения
на ввоз или вывоз отдельных товаров. Обычно
лицензирование является формой контроля
за поставками товаров в соответствии
с установленными квотами, но может использоваться
и самостоятельно для регулирования внешней
торговли специфическими товарами (напр.,
вооружением).
К другим нетарифным барьерам относятся:
1) таможенные и административные процедуры
при импорте, так называемые паратарифные
барьеры, включающие систему и процедуру
оценки импортируемых товаров, различия
в тарифной классификации и документации,
закрытие некоторых пограничных пунктов
и др. формальности при прохождении товаров
через таможню;
2) стандарты, мешающие развитию торговли,
а также различия в национальных законодательствах
о стандартизации и т. п. Технические стандарты,
нормы упаковки, маркировки и т. д. часто
применяются к импортируемой продукции
слишком жёстко. В последнее время в качестве
барьера для импорта иностранных товаров
стали широко использоваться природоохранные
стандарты на машины и оборудование. Сюда
относится также санитарный и ветеринарный
контроль импортируемых продуктов питания,
в т. ч. введение карантинов, условия изготовления,
требования к содержанию определённых
веществ в продукте и т. д.;
3) налоги на импорт, такие, как первоначальный
залог за импорт, антидемпинговые и компенсационные
пошлины, административные и статистические
сборы, пограничные налоги и т.д.;
4) ограничение ввоза путём введения внутреннего
налогообложения и через механизм цен.
В эту группу барьеров входят минимальные
и максимальные импортные цены, устанавливаемые
в некоторых странах, а также различные
внутренние налоги, осложняющие доступ
импортируемой продукции на национальный
рынок;
5) непосредственное участие государства
в торговле, что приводит к дискриминации
иностранных экспортёров при правительственных
закупках, введение государственной монополии
на импорт отдельных товаров.