Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение. Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.
Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Социально-трудовые отношения как система…………………...5
1.1 Понятие социально-трудовых отношений…………………………………………5
1.2 Уровни и предмет социально-трудовых отношений……………………………...6
1.3 Типы социально-трудовых отношений…………………………………………….7
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ……………10
2.1 Социальное партнерство…………………………………………………………...14
2.2 Субъекты социального партнерства………………………………………………15
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………19
3.1 Государственное регулирование социально-трудовых отношений……………..31
3.2 Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений…..34
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………40
Глобализация
экономики. Фактором, все более мощно
регулирующим социально-трудовые отношения
в современном мире, является глобализация
экономики, которая представляет собой
процесс формирования системы международного
разделения труда, мировой инфраструктуры,
мировой валютной системы, международной
миграции рабочей силы в условиях
бурного роста мировой торговли
и потоков иностранных
Развитие общественного труда и производства. Мощным фактором, определяющим процесс формирования и развития социально-трудовых отношений, являются объективные закономерности развития общественного труда, которые на протяжении исторической перспективы выступают в формах разделения и кооперации труда (в их предметной, функциональной
форме, в вертикальном и горизонтальном разрезах), роста производительности труда, замещения труда капиталом.
В процессе формирования социально-трудовых отношений на предприятиях любого типа и организационной формы проявляется определенное единство, поскольку социально-трудовые отношения всегда зависят от:
– основных характеристик социально-трудовых отношений (основных правовых рамок, общеэкономических условий, структуры и развития внешнего рынка труда, социокультурной среды, основных технических параметров продукции и оборудования);
– стратегии развития организации;
– системы рабочих мест на предприятии (построения работ, нормирования, определения содержания работы, рабочего времени и условий труда и др.);
– кадровой политики организации (планирования и привлечения персонала, заполнения рабочих мест, оценки работы, квалификационного роста, оплаты труда, мотивации, социальных льгот, компенсационных выплат, участия в прибылях, в капитале);
– трудового поведения (установок, мотивов, групповых и индивидуальных норм трудового поведения, конфликтности, профессиональной социализации).
Важным фактором,
определяющим характер социально-трудовых
отношений на предприятии (в организации),
является стадия (жизненный цикл) его
развития. Если на стадии зарождения предприятия
социально-трудовые отношения часто
носят неформальный, размытый характер,
то по мере развития организации (на стадиях
функционального и
В процессе
развития человеческих ресурсов и формирования
новой системы социально-
Общественное регулирование процесса становления социально-трудовых отношений нового качества может включать в себя:
– формирование и освоение всеми субъектами социально-трудовых отношений единой системы понятий, усвоение одного языка общения в целях взаимопонимания;
– идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;
– формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и соответственно определение источников информации;
– исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценку эффективного, негативного, проблемного опыта.
Достижения других стран в этой сфере не должны механически проецироваться на украинскую действительность, они должны быть адаптированы к национальным традициям и нормам трудовой этики и морали, вместе с тем опыт становления социально-трудовых отношений нового типа в бывших социалистических странах имеет несомненную ценность.
2.1 Социальное партнерство
Социальное партнерство –
баланс реализации
оптимальных интересов
Основные принципы социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
2.2
Субъекты социального
В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.
Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
– от имени работников – профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;
– от имени работодателя на уровне организации – руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях – представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;
– от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней
Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя
из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Украине, а также в регионах, городах и в организациях.
Практика
партнерских отношений
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.
Соглашение
– это правовой акт, устанавливающий
общие принципы регулирования социально-
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Генеральные соглашения устанавливают
общие принципы проведения экономической
политики субъектами, их подписавшими.
Национальные (государственные) генеральные
соглашения являются трехсторонними и
заключаются между
работодателей,
правительством Украины. Генеральные
соглашения определяют, как правило,
общие принципы социально-экономической
политики данного периода и охватывают
совокупные интересы работников и работодателей.
В них должны предусматриваться
положения о принципах
Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых соглашений могут являться также три стороны – соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда и социальной политики Украины.
Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.
Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.
Примерная структура тарифного соглашения следующая:
1. Сфера действия.
2. Прием на работу и испытательный срок.
3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.
4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).
5. Отпуск.
6. Социальная защита.
7. Рабочее время.
8. Изменение режима работы.
9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.
10. Выплаты заработной платы.
11. Правила оплаты времени болезни.
12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.
13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.
14. Оплата командировочных.
15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.
16. Методы оценки произведенной работы.
17. Урегулирование спорных вопросов.
18. Прочие положения.
19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
Коллективный договор – базовый документ для социальной политики предприятия, в отношении тех людей, которые на нем работают.
Процесс подготовки
и заключения коллективного договора
на предприятиях имеет общие черты
и сохраняет традиционный характер.
Изучение колдоговорного процесса представляется
возможным с двух сторон: во-первых,
необходимо выделить этапы разработки
колдоговора и исследовать
Организация работы по составлению нового колдоговора начинается с формирования комиссии. Ее членами на паритетных началах являются представители администрации и профсоюза. Приказом первого руководителя предприятия определяется график совместных действий, в котором указываются сроки проведения колдоговорной компании, составления отчета по выполнению действующего колдоговора, сбора предложений от работников. Работа профкома над отчетом и составлением проекта нового текста проводится совместно со специалистами предприятия. Существует практика, когда проект коллективного договора готовят освобожденные члены профкома.
На следующем этапе работы проводится обсуждение проекта в трудовом коллективе. Обобщение опыта обсуждения коллективного договора работниками предприятий позволяет выделить следующие формы:
Обсуждение на цеховых собраниях, в процессе текущей работы – на оперативках.
Использование стендов с ящиками для сбора предложений.
Организация “прямых линий” с генеральным директором, с председателем профкома.
Выделение специальной рубрики в многотиражке.
Проведение анкетирования для выяснения предложений по совершенствованию коллективного договора.
К проблемам
организации переговорного
Во-вторых, обсуждение
проекта колдоговора на производственных
совещаниях, оперативках делает, с
одной стороны, изучение текста колдоговора
более доступным, с другой – поверхностным.
Поскольку эти формы
На последующих
этапах согласительная комиссия дорабатывает
проект с учетом потупивших замечаний
и предложений, отдает его профсоюзному
комитету и работодателю. После этого
данный проект передается на согласование
совету директоров, а затем выносится
для обсуждения и принятия на конференцию
трудового коллектива. Как правило,
на всех предприятиях, на колдоговорную
конференцию члены
Участники социального
диалога противоречивы в
Информация о работе Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство