Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение. Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Социально-трудовые отношения как система…………………...5
1.1 Понятие социально-трудовых отношений…………………………………………5
1.2 Уровни и предмет социально-трудовых отношений……………………………...6
1.3 Типы социально-трудовых отношений…………………………………………….7
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ……………10
2.1 Социальное партнерство…………………………………………………………...14
2.2 Субъекты социального партнерства………………………………………………15
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………19
3.1 Государственное регулирование социально-трудовых отношений……………..31
3.2 Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений…..34
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

 

Территориальные органы управления, организации или  социальные партнеры должны создавать  в сфере их компетенции условия  для повышения и совершенствования  квалификации, позволяющие всем желающим проходить переобучение, повышать уровень  квалификации и получать актуальные знания, особенно в связи с современными техническими достижениями.

Равноправие мужчины и женщины. Равенство  возможностей между мужчинами и  женщинами должно быть обеспечено и  непрерывно развиваться. С этой целью  везде, где это необходимо, надо принять  меры, направленные на обеспечение  осуществления равноправия мужчины  и женщины, в первую очередь по таким вопросам, как получение  работы, оплата труда, социальная защита, общее и профессиональное обучение, а также возможность служебного продвижения.

Охрана здоровья и безопасность условий трудового  процесса. Все рабочие и служащие должны иметь удовлетворяющие нормам условия трудового процесса по отношению  к охране здоровья и безопасности. Надо принимать соответствующие  меры по гармонизации условий труда.

Охрана труда  детей и молодежи. Интеграция молодежи в трудовую жизнь обеспечивается путем профессионального обучения. Минимальный возраст при вступлении в трудовую жизнь должен быть не ниже возраста освобождения от обязательного  обучения.

Вся работающая молодежь должна получать адекватную оплату труда. Надо принимать необходимые  меры для изменения положений  трудового права, касающихся работающей молодежи, таким образом, чтобы они  соответствовали требованиям индивидуального  развития личности и потребностям в  профессиональном обучении и доступе  к работе.

По истечении  срока обязательного обучения молодые  люди должны иметь возможность получить основное профессиональное обучение, чтобы приспособиться к требованиям  будущей трудовой жизни.

Особенно  надо ограничить рабочее время всех рабочих и служащих моложе восемнадцати лет, причем нельзя обходить это требование, прибегая к сверхурочной работе, работе в ночное время. Исключения могут  быть допущены в случае определенных видов профессиональной деятельности, установленных правовыми положениями.

Пожилые люди. Все рабочие и служащие пенсионного  возраста должны обладать средствами в размере, гарантирующем им адекватный жизненный уровень, а каждый человек, достигший пожилого возраста, не имея, однако, права на пенсионное обеспечение, должен иметь возможность получать в случае заболевания достаточные  пособия, средства социальной помощи, которые соответствуют его специфическим  потребностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Государственное регулирование  социально-трудовых отношений

 

Функции регулирования  социально-трудовых отношений на государственном  уровне в Российской Федерации выполняет  совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему  государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами  системы госрегулирования социально-трудовых отношений:

законотворческая  деятельность в трудовой и смежных  сферах;

контроль  исполнения законов;

выработка и  реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений  в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования  занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных  ситуаций и т.д.)

Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики  государственное регулирование  трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение  граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов  границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные  акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан  и т.д.

Целями трудового  законодательства являются:

установление  государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

создание  благоприятных условий труда;

защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество  в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном  и региональном уровнях.

Государством  также разрабатывается и реализуется  ряд краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных программ с целью  решения отдельных вопросов, лежащих  в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных  территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных  отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений  задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и  судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования  трудовых отношений. На федеральном  уровне законодательная власть в  России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной  Думы (нижняя палата ).

Исполнительная  власть призвана осуществлять обеспечение  исполнения законов. На федеральном  уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое  Президентом РФ. Деятельность Правительства  охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми  министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования  социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная  власть осуществляет регулирование  в области социально-трудовых отношений  на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового  законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Модели государственного регулирования  социально-трудовых отношений

 

Существуют  две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

англо-саксонская;

европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство  рассматривает работодателей и  работников как равных игроков рынка  и выполняет функции поддержания  необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение  монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники  находятся в зависимом положении  от работодателей и нуждаются  в поддержке и защите со стороны  государства, в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной  оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных  органов, защищающих интересы работников.

 

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Международная организация труда (МОТ) создана  на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный  мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ выработала такие критерии индустриального  общества, как восьмичасовой рабочий  день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и  нормальным трудовым отношениям.

МОТ является международной институциональной  основой, позволяющей рассматривать  такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий  труда во всем мире.

Международная организация труда появилась  вместе с Лигой Наций на основании  Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой  войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться  на международном уровне.

Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919–1932 гг.) – Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт  Тома – политический деятель и  министр в правительстве Франции  в годы Первой мировой войны.

В 1944 г., когда  исполнилось 25 лет существования  МОТ, Международная конференция  труда в Филадельфии приняла  Декларацию, которая вместе с Уставом  определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют  свое значение до настоящего времени.

В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью  подтвердила положение Устава Международной  организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:

а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

б) достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ  являются:

разработка  международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

создание  и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;

помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое, техническое сотрудничество;

защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);

борьба с  бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального  обеспечения;

разработка  программ улучшения условий труда  и производственной среды, техники  безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;

содействие  организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами  по регулированию социально-трудовых отношений;

разработка  мер по защите наиболее уязвимых групп  трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности МОТ. В то же время  в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:

поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерами в каждом государстве;

продолжение борьбы с бедностью и, особенно, за счет увеличения занятости, в частности  путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

В 1946 г. МОТ  стала первым специализированным учреждением  в системе вновь созданной  Организации Объединенных Наций. В 1969 г. в связи с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская  премия мира.

Первая Международная  конференция труда состоялась в  октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.

Структура МОТ  является довольно сложной и многослойной.

В процессе осуществления своей деятельности по регулированию социально-трудовых отношений МОТ разрабатывает  международные трудовые нормы, направленные на улучшение условий труда и  жизни трудящихся, повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека, совершенствование общего и профессионального образования.

Международные трудовые нормы охватывают такие  области:

– основные права человека в сфере;

– улучшение условий труда и производственной среды; инспекция труда и трудовых отношений; социальное обеспечение трудящихся;

– особенности труда в отдельных отраслях, труд некоторых категорий трудящихся.

Устанавливаются международные трудовые нормы конвенциями  и рекомендациями МОТ.

Заключение

 

          Система социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы:

Одним из субъектов  социально-трудовых отношений является наемный работник - гражданин, заключивший  трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или  отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией  и т.д. На практике в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать и  индивидуум, и группы работников, различающиеся  по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации  труда и многим другим признакам.

Защищают  социально-трудовые интересы наемных  работников профессиональные союзы - массовые организации, объединяющие наемных  работников. Однако это не исключает  возможность существования других организационных форм объединения  наемных работников.

Информация о работе Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство