Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:11, курсовая работа
История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.
Введение………………………………………………………………3
1. Фирма - основное звено в экономике……………...5
1.1. Понятие фирмы и ее виды………………………………………5
1.2. Общая классификация фирмы……………………………….…8
1.3. Основные положения теории фирм……………………………9
2. Фирма в рыночной экономике……………………17
2.1. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы…..17
2.2. Общая характеристика фирмы в условиях рынка…………...19
2.3. Финансовый результат и его составляющие………………….21
3. Экономическое поведение фирмы на рынке……..24
3.1. Конкурентные рынки и выбор фирмы……………………….24
3.2. Факторы конкурентоспособности фирмы……………………28
3.3. Планирование деятельности и доходов фирмы……………..32
Заключение………………………………………………………….37
Литература…………………………………………………………..42
- Дело бизнеса - бизнес,
- Надо реализовать
принцип свободного
Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Правовые формы
Рынок выполняет следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
- контролирующую
(определяет общественную
- распределительную
(устанавливает необходимые воc
- стимулирующую
(побуждает снижать
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих
субъектов в рыночной экономике:
1) принцип свободы
экономической, хозяйственной
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4)принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);
5) принцип государственного
регулирования рыночных
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
- взаимовыгодности
и равноправия деловых
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического
и коммерческого преимущества
исключительно за счет
- экономного ведения хозяйства;
-соблюдения этического кодекса предпринимательства.
2.3.Финансовый результат и его составляющие.
Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
- изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
- исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
- выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
- выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
- бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов;
- отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки, покупная стоимость (себестоимость) товаров, издержки обращения «Коммерческие расходы». В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится:
- валовой доход, отражаемый по строке «Валовая прибыль»;
- прибыль (убыток) от продаж; прибыль до налогообложения;
- прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.
- годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.
- в отчёте о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.
- приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке содержит информацию о размере амортизации в необоротных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.
Глава 3. Экономическое поведение фирмы на рынке.
3.1. Конкурентные рынки и выбор фирм.
В каждой социально-экономической системе присущ свой
хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:
- труд;
- издержки;
- цена;
- прибыль;
- заработная плата;
- налоги и т.д.
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.
Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и т.д.
Анализ характеристик рынка составляет его конкурентную модель, показывающую, как фирмы, движимые целью максимизации прибыли, реагируют на изменение цен и используемые факторы производства.
Исходной моделью для экономистов является модель совершенной конкуренции. Она основана на упрощенных для современного состояния рынка предположениях: свобода входа и выхода, множество мелких фирм, информированность фирм о конъюнктуре рынка, стандартизированность продуктов. Если названные рыночные условия не выполняются, анализ моделей усложняется условиями монополистической конкуренции, олигополии или монополии. Эти конкурентные модели отражают установление разного уровня рыночной цены и различную степень контроля над ними.
Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
- множественность
продавцов - мелких фирм (предприятий),
доля которых на рынке отрасли
ничтожно мала (менее 1% продаж
за любой период) и покупателей.
Такой рынок называют
- свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
- полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
- отсутствие
возможности покупателей и
- наличие у
каждого участника (
- отсутствие
монополии (одного
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
- существование
рынка наличного товара, на котором
продавцы и покупатели
- отсутствие
каких-либо издержек, связанных с
совершением сделки между
- исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
- предполагается
отсутствие предпочтений
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки (таблица 1).
Таблица 1.
Преимущества и недостатки рыночной конкуренции.
Преимущества |
Недостатки | |
|
1.не способствует
сохранению невоспроизводимых 2. отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 3. не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт); 4. не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; 5. не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. | |
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике