Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:04, курсовая работа
Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование
современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной
темы (формирование рыночной инфраструктуры в России) не вызывает сомнения.
В этой работе мы поставили перед собой цель рассмотреть проблемы формирования
современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов, и изучение
основных направлений развития структуры рынка в России.
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1... ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 5
1.1. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся
многообразие рыночных отношений. 5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка. 6
1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры... 8
2... ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ.. 10
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике.. 10
2.2. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка. 12
2.3. Другие кредитно-финансовые институты, составляющие
рыночную инфраструктуру России.. 13
2.4. Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре. 14
2.5. Торгово-промышленные палаты, как элемент
инфраструктуры рыночной экономики. 15
2.6. Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики. 17
2.7. Рынок труда.. 17
3... РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.. 19
3.1. Формирование инфраструктуры предпринимательства
как основа экономического роста. 19
3.2. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры... 29
3.3. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 36
уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу
населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже
упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации
(второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на
42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его
рамках разделение труда становится тождественным работе в едином
информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые
сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и
возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными
лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо
более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой
производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически
невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов,
необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно.
Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных -
инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы.
Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор
режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно
для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада
насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что
создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие
затраты на транспортировку - один из основных факторов
неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на
внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в
России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно
одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не
только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до
сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и
коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы,
что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в
европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-
разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и
удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является
переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая
тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность
автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США
(разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже
если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не
затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры
достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры
автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на
ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира.
Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это
не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс,
будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов.
Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода
является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры.
Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным
действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или
предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами
создавшегося экономического пространства должны стать сами производители
продукции: предприятия и предприниматели.
И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее
значение для экономического роста России, для выхода России из состояния
глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент
предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и
трудностями в своей деятельности.
Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры
предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные
тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у
российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ
есть все предпосылки для дальнейшего развития.
Анализируя проблемы реализации промышленной политики России, мы приходим к
пониманию того, что ее успех возможен лишь в том случае, если она будет
дополнена мерами по развитию научно-образовательной и общехозяйственной
инфраструктуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных
инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский
экономический журнал. 1998г
2. Ахмадуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и
государственного регулирования // Экономист. 1994г. №7.
3. Бусыгин А. В. Предпринимательство основной курс. Москва.
Интерпракс 1994г.
4. Введение в экономическую теорию / под ред. А.Я. Лившица, И.Н.
Никулиной.
5. Голубев С.О. Торгово-промышленные палаты в системе поддержки
отечественного предпринимательства. // Российский экономический журнал.
1998г.
6. Егоров С. Банки и российское предпринимательство. //
Экономические науки. 1991. №11.
7. Егоров С. О первоочередных задачах развития банковской
системы.// Российский экономический журнал. 1993г. №7.
8. Зобов А. Российские менеджеры должны учиться в России. //
Российский экономический журнал. 1992г. №12.
9. Иващенко А.А. Товарная биржа. М.:"Международные отношения", 1994
10.
Камаев В.Д. и коллектив авторов.
Учебник по основам
теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359.
11. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и
динамики. М., 1991 г. 401с.
12. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989 г., 526с.
13. Корнаи Я. Дефицит. М., 1998 г., 489с.
14. Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина
М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995г., стр. 340-362.
15. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», -
1991. – стр.183-206.
16. Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика: в 2
томах. М.Республика, 1992 г. т. 2 , гл.21. стр.380 – 392.
17. Максимова В.Ф., Шишков А.Л. – М.: Соминтек, 1992.- с. 138 –170.
18. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г.
19. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Москва. Новосибирск.
1997. 502с.
20. Основы экономической теории. Курс лекций / Отв.ред. Г.К. Лукин,
Л.А. Кормишкина. – Сананск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996г., стр. 172-178.
21. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.:
Наука, 1990г.
22. Поплавский В.Д. "Биржа - атрибут рыночной экономики" "Деньги и
кредит", 1991г. №2.
23. Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное
пособие. Части I – II. – М.: Соц.-полит. Журнал., 1996, стр. 203-204.
24. Шрипетер И. Теория экономического развития. М. 1982г. -234с.
25. Шумпетр Й. Теория экономического развития. М., 1982г.
Информация о работе Основные элементы рыночной инфраструктуры в России