Основные элементы рыночной инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование
современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной
темы (формирование рыночной инфраструктуры в России) не вызывает сомнения.
В этой работе мы поставили перед собой цель рассмотреть проблемы формирования
современной рыночной инфраструктуры, ее основных элементов, и изучение
основных направлений развития структуры рынка в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4
1... ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 5
1.1. Инфраструктура рынка как быстро развивающееся
многообразие рыночных отношений. 5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка. 6
1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры... 8
2... ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ.. 10
2.1. Биржи и их роль в рыночной экономике.. 10
2.2. Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка. 12
2.3. Другие кредитно-финансовые институты, составляющие
рыночную инфраструктуру России.. 13
2.4. Аудиторские институты и их место в рыночной инфраструктуре. 14
2.5. Торгово-промышленные палаты, как элемент
инфраструктуры рыночной экономики. 15
2.6. Консалтинговые фирмы как элемент инфраструктуры рыночной экономики. 17
2.7. Рынок труда.. 17
3... РОЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ.. 19
3.1. Формирование инфраструктуры предпринимательства
как основа экономического роста. 19
3.2. Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры... 29
3.3. Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 36

Вложенные файлы: 1 файл

ФР курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу

населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы уже

упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации

(второго важнейшего  элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится на

42 месте в мире.

Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что в его

рамках разделение труда становится тождественным работе в едином

информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и ученые

сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы и

возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются доступными

лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на неизмеримо

более низкую производительность интеллектуального труда. А с такой

производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада практически

невозможно.

Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам специалистов,

необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в принципе возможно.

Скорее всего, они могут найтись у частных - отечественных и иностранных -

инвесторов, проявляющих большой интерес к акциям предприятий этой сферы.

Задача государства в этой ситуации - создать для инвестиций в этот сектор

режим наибольшего благоприятствования, что стратегически чрезвычайно важно

для развития России.

Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада

насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что

создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.

Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие

затраты на транспортировку - один из основных факторов

неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на

внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в

России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно

одинаковых территориальных масштабах.

Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не

только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до

сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и

коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы,

что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в

европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузочно-

разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и

удорожает перевозку грузов.

Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является

переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России такая

тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность

автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США

(разница усугубляется  несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже

если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не

затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры

достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры

автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на

ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.

    

    

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран мира.

Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный период – это

не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку, как процесс,

будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в несколько этапов.

Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода

является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры.

Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным

действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или

предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами

создавшегося экономического пространства должны стать сами производители

продукции: предприятия и предприниматели.

И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет решающее

значение для экономического роста России, для выхода России из состояния

глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент

предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и

трудностями в своей деятельности.

Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры

предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные

тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у

российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ

есть все предпосылки для дальнейшего развития.

Анализируя проблемы реализации промышленной политики России, мы приходим к

пониманию того, что ее успех возможен лишь в том случае, если она будет

дополнена мерами по развитию научно-образовательной и общехозяйственной

инфраструктуры.

    

    

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Айказян А. Малое промышленное  предпринимательство: о реальных

инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский

экономический журнал. 1998г

2.            Ахмадуев А. Предпринимательство  в регионе: условия развития и

государственного регулирования // Экономист. 1994г. №7.

3.            Бусыгин А. В. Предпринимательство  основной курс. Москва.

Интерпракс 1994г.

4.            Введение в экономическую теорию / под ред. А.Я. Лившица, И.Н.

Никулиной.

5.            Голубев С.О. Торгово-промышленные  палаты в системе поддержки

отечественного предпринимательства. // Российский экономический журнал.

1998г.

6.            Егоров С. Банки и российское предпринимательство. //

Экономические науки. 1991. №11.

7.            Егоров С. О первоочередных задачах  развития банковской

системы.// Российский экономический журнал. 1993г. №7.

8.            Зобов А. Российские менеджеры  должны учиться в России. //

Российский экономический журнал. 1992г. №12.

9.            Иващенко А.А. Товарная биржа. М.:"Международные  отношения", 1994

10.       Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической

теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359.

11.       Кондратьев Н.Д. Основные проблемы  экономической статистики и

динамики. М., 1991 г. 401с.

12.       Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической  динамики. М., 1989 г., 526с.

13.       Корнаи Я. Дефицит. М., 1998 г., 489с.

14.       Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина

М.Н., проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995г., стр. 340-362.

15.       Лившиц А.Я. Введение в рыночную  экономику.- М: МП ТПО «квадрат», -

1991. – стр.183-206.

16.       Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика: в 2

томах. М.Республика, 1992 г. т. 2 , гл.21. стр.380 – 392.

17.       Максимова В.Ф., Шишков А.Л. – М.: Соминтек, 1992.- с. 138 –170.

18.        Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г.

19.       Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Москва. Новосибирск.

1997. 502с.

20.       Основы экономической теории. Курс  лекций / Отв.ред. Г.К. Лукин,

Л.А. Кормишкина. – Сананск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996г., стр. 172-178.

21.       Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.:

Наука, 1990г.

22.       Поплавский В.Д. "Биржа - атрибут  рыночной экономики" "Деньги  и

кредит", 1991г. №2.

23.       Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория  в вопросах и ответах. Учебное

пособие. Части I – II. – М.: Соц.-полит. Журнал., 1996, стр. 203-204.

24.       Шрипетер И. Теория экономического  развития. М. 1982г. -234с.

25.       Шумпетр Й. Теория экономического  развития. М., 1982г.

    

 

 

 


Информация о работе Основные элементы рыночной инфраструктуры в России