Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:42, доклад
Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОК УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТОРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(СОФ НИУ «БелГУ»)
ДОКЛАД
на тему:
«Основные этапы развития системы управления
мезоэкономикой в России »
ПОДГОТОВИЛ: студент 1 курса группы 810
Специальности 080100.62 Экономика
Марков Максим
ПРОВЕРИЛА: Нефедова И.Н
СТАРЫЙ ОСКОЛ 2013
1. Введение.
Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает
время с установления Советской
власти и до второй половины 20-х годов,
т. е. период становления системы
управления экономикой как единого
целого в условиях многоукладной
экономики. В эти годы происходит
интенсивный процесс
Второй этап развития теории и практики управления экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов, связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех отраслей народного хозяйства.
Третий этап перестройки и совершенствования системы управления связан с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой с целью получения наибольшей отдачи от огромного производственного и научного потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х годов были созданы предпосылки к формированию нового, четвертого этап в историческом развитии системы управления и методов хозяйствования в нашей стране. Этот этап определил общую тенденцию на перспективу -- смещение центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.
Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).
2.1. Трудности переходного периода.
Особенность первых
лет переходного периода
В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.
Высший
Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917 года,
сделал много для создания системы управления
и налаживания работы промышленности
в новых послереволюционных условиях.
Шел постоянный поиск рациональной организационной
структуры, сочетающей отраслевой и региональные
подходы к регулированию производства.
Первоначально принятая многоступенчатая
схема: заводоуправление à
2.2. Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
Острый продовольственный
кризис переплетался с топливным, а
тот в свою очередь с транспортным. Выпуск
промышленной продукции по сравнению
с дореволюционным резко упал. Основные
сельскохозяйственные районы сильно пострадали
от засухи 1921 г. Создаются специальные
продовольственные отряды, которые изымают
излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки.
Практика еще раз показала, что существует
устойчивая связь между заинтересованностью
, производительностью и реальными доходами.
Реальный уровень уровень жизни населения
падал. В этих условиях правительство осуществляет
ряд мероприятий, которые получили название
"новая экономическая политика": создается
эффективная налоговая система, восстанавливается
денежная, кредитная, финансовая система,
принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась
на радикальной реформе управления промышленностью,
суть которой сводилась к предоставлению
предприятиям большей самостоятельности.
Узловым моментом перестройки явилось
создание трестов и синдикатов. Центр
тяжести управления госпромышленностью
сместился "сверху -- вниз". Сокращаются
возможности ВСНХ воздействовать на оперативную
деятельность трестов. Образование хозрасчетных
трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных
отношений и неизбежное при этом усиление
центробежных устремлений поставили новые
задачи в деятельности ВСНХ. На первое
место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленност
3. Централизация в системе управления.
Новый крупный
этап в развитии системы управления,
начавшийся вместе с принятием первой
пятилетки, продолжался примерно до
середины 60-х годов. Он был связан
с качественными
3.1. Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
В результате перестройки
организационной структуры в 1932
году была создана новая система
отраслевого управления промышленностью.
ВСНХ как орган управления был
упразднен. Вместо него на общесоюзном
уровне сначала были созданы три наркомата :
К середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей подотрасли: внедрение новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслью в целом.
Индустриализация
страны остро поставила вопрос о
рациональном размещении производительных
сил на территории страны, а вместе
с тем и о совершенствовании
управления хозяйством на местах. Вместо
устаревшего административного
деления на губернии, волости были
созданы новые экономические
регионы -- края и области, которые представляли
собой более или менее сформировавшиеся
территориально-
3.2. Период Великой Отечественной Войны.
С первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную структуру системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.[1]
Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих расходов.
3.3. Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
Параллельно с
переводом экономики на мирные рельсы
и восстановлением хозяйства
происходила перестройка
Преодоление хозяйственных
трудностей искали в организационной
перестройке. Сначала был взят курс
на узкую специализацию
Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства.
4.1. Хозяйственная реформа 1965 года.
Всё сильнее и
настоятельнее становились
· совершенствованию планирования;
· усилению экономического стимулирования и хозрасчета;
· улучшению организации управления промышленностью.
При этом проявились
три аспекта преобразований в
области организационной
4.2. Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
На протяжении
всех 70-х годов совершенствование
методов управления считалось одним
из узловых вопросов экономической
политики. В первую очередь целесообразно
было взяться за решение вопросов,
отложенных по тем или иным причинам
в1965 году, в том числе за перестройку
организационной структуры
Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур.
4.3. Радикальная реформа системы управления (1985-к.80х гг.).
В силу вышеперечисленных
обстоятельств вновь начался
поиск более действенных
Принципиальное
положение общей концепции
На этом этапе
резко возрастает роль региональных
звеньев управления. Для улучшения
координации деятельности центральных,
отраслевых и местных органов
управления были найдены оптимальные
организационные структуры -- территориально-
Информация о работе Основные этапы развития системы управления мезоэкономикой в России