Основы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.
Социально - экономические реформы в России, в определенной степени отвечают принципам глобализации, способствуя процессу реальной федерализации государства, либерализации экономики и внешнеэкономических связей. Одним из важнейших последствий процесса реформирования экономики России стала заметная активизация роли российских регионов на пути интеграции в мирохозяйственные связи.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика внешнеэкономической деятельности 5
2 Развитие внешнеэкономической деятельности 19
3 Формы и методы международной торговли 22
4. Рекомендации по совершенствованию внешнеэкономической
деятельности в условиях экономического кризиса 30
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Основы внешне-экономической деятельности РФ.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

Товары принято делить на потребительские  и производственного назначения. Товары личного пользования делятся на три группы: изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после чего приобретаются снова и часто; услуги – действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной положительный эффект.

К основным коммерческим международным  сделкам относятся:

    • обмен товарами в материально-вещественной форме;
    • обмен научно-техническими знаниями;
    • долгосрочная аренда машин и оборудования;
    • предоставление консультационных услуг;
    • обмен кинофильмами и телевизионными программами.

Кроме данных сделок, во внешнеэкономической  деятельности осуществляется целый ряд сделок товародвижения:

    • посреднические;
    • перевозка грузов;
    • страхование грузов при перевозках;
    • транпортно-экспедиторские;
    • банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.

Все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить на экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные.

  Экспортные сделки, связанные  с продажей и вывозом за  границу товаров национального  производства, имеют следующие отличительные  признаки:

  • заключение контракта с импортёром;
  • пересечение товаром границы страны-экспортёра;
  • пересечение экспортёром платежей за товар.

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определённую менеджерскую деятельность:

  • изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них;
  • изучить таможенный режим импортёра;
  • провести рекламные мероприятия;
  • направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров;
  • провести переговоры и подписать контракт с импортёром;
  • осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.

Импортные сделки, связанные с покупкой и ввозом иностранных товаров  в страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки:

  • заключение контракта с экспортёром;
  • пересечение товаром границы страны-импортёра;
  • оплата импортёром товара.

Непременным условием импортной операции является платёжеспособность импортёра. Фирма, осуществляющая импортную сделку должна:

  • изучить цены на интересующие её товары;
  • выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров;
  • определить целесообразный способ закупки товара;
  • провести переговоры и подписать контракт с экспортёром;
  • обеспечить соблюдение контрактных обязательств.

В некоторых случаях импортёры  объявляют международные торги.

Реэкспортные сделки связаны с  продажей и вывозом из страны ранее  ввезённого в неё товара без его  переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей. Главное условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработке.

Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортёра предлагаются более выгодные условия, чем стране импортёра. Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком и покупателем товара, играя роль импортёра по отношению к продавцу и экспортёра по отношению к покупателю.

Реимпортные сделки представляют собой  не состоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из неё товаров, не проданных на внешних  рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через посредников или напрямую).

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия  и организации промышленности, сельского  хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо - экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Для осуществления внешнеэкономических  связей необходимо следующее:

  • государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
  • стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;
  • получить в установленном порядке печать, штамп;
  • зарегистрироваться в государственном реестре страны;
  • открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке страны.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

  • экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
  • организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений);
  • обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
  • лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

  Вновь созданному предприятию  не следует начинать свою деятельность  с внешнеэкономических связей  с зарубежными партнерами; необходимо  накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие  во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:

1) предприятия-товаропроизводители,  которые производят продукцию.  Это многочисленные объединения,  предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих  отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.

На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;

2) организации, фирмы, коммерческие  структуры-посредники. К ним относятся  биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры;

3) организации, фирмы, которые  обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

  • инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;
  • консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;
  • инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Проведение экспортно-импортных  операций осуществляется в несколько  этапов:

1.       Маркетинговые  исследования рынка. 

2.       Изучение системы  государственного регулирования  ВЭД. 

3.       Технико-экономическое  обоснование. 

4.       Заключение внешнеторгового  контракта. 

5.       Исполнение контрактных  обязательств.

Таким образом, внешнеэкономическая  деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых функций.

 

2 Развитие внешнеэкономической  деятельности

 

Первый этап (1986-1988 гг.) характеризуются  изменением принципов организации управления внешней торговлей и её децентрализацией. На этом этапе решались 2-ве основные задачи.

  • Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнёрами, предоставляются предприятиям производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД.
  • Расширение числа участников ВЭД за счёт создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономических сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй этап (1989-1991 гг.) характеризуются  дальнейшим развитием ВЭД и формированием  системы государственного регулирования  данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. Получили все производители товаров и услуг.

На третьем этапе, начинается с  1992 г. Усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и её либерализации.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению  к российским товарам: сохранение санкции в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.

Правительством России были впервые  определены стратегические цели и приоритетные направления дальнейшего развития ВЭД России.

  • Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции
  • Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импорта замещения, как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортёрам и долгосрочных льгот кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне.
  • Путём использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.
  • Формирование современной производственной и финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД.
  • Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
  • Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации