Основы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:38, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определить тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "национальной экономики";
- исследовать цели национальной экономики;

Содержание

Введение 4
1 Понятие национальной экономики 6
1.1 Цели и структура национальной экономики 6
1.2 Виды структур .8
1.3 Система макроэкономических пропорций……………………………….12
2 Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь 14
2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь 15
2.2 Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции 17
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая ред..doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

На основе приведенных  данных, можно сделать вывод, что  указанные макроэкономические пропорции  занимают ведущее положение в  разработке и реализации экономической  политики государства. Поддерживание  их на оптимальном уровне или обеспечение  продвижения к нему служат критерием оценки эффективности экономики и системы управления и регулирования экономических и социальных процессов в стране.

 

2 Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь

2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь

 

 

Республика  Беларусь  -  молодое  независимое  государство, получившее  в июле  1990  г.  суверенный  статус,  обеспечивший белорусскому  народу  полные  суверенные  права  на  свою территорию  в пределах  национальных  границ  и  национальную экономику. 

Для осуществления  сложных процессов трансформации  экономики Беларуси в направлении  построения социально ориентированной  рыночной экономики необходимо выполнение следующих предпосылок: общесистемных, системных, внутрисистемных.

Общесистемные предпосылки  включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих  фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства. Данные предпосылки создают принципиальные рамки для всех аспектов развития общества и государства. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

- построение и развитие унитарного  демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;

- формирование  современного гражданского общества;

- создание социально  ориентированной рыночной экономики.

В контексте  решения этих глобальных задач идет формирование белорусской государственности. Вся теоретическая и практическая деятельность по строительству нашей государственности должна наполнять конституционную форму реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.

Важнейшими составляющими  совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический и трудовой потенциалы;

• научный, научно-технический  и инновационный потенциалы;

• информационно-технологический  потенциал;

• производственный потенциал;

• инвестиционный потенциал национальной экономики;

• внешнеэкономический  потенциал;

• экологический  потенциал.

В качестве перспективной  модели развития страны принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах  конституционных гарантии личных прав, свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Общесистемные предпосылки подразделяются также  на внешнеполитические и внутриполитические предпосылки.

Системные предпосылки включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой.

Внутрисистемные предпосылки обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность  суверенитета, открытость экономики  страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках.

 Внутриполитические предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик. Суть обновления состоит в том, чтобы создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции белорусской экономики в мировое хозяйство.

Важнейшей предпосылкой является и  уважение социальных; социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие  позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах [21, c.21] .

Все описанные  выше группы предпосылок, условий, императивов  комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, cроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

 

2.2 Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции

 

 

Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение  социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для  последующего роста благосостояния населения.

По данным Белстата, в 2012 году объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,5% [10].

Основным источником роста валового внутреннего продукта стало динамичное развитие промышленного производства. Удельный вес валовой добавленной стоимости основных видов экономической деятельности составил: промышленность – 31,8%, торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 14,3%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 8,4%, транспорт и связь – 7,1%, строительство – 6,9%.

Розничный товарооборот вырос на 11,7%. Инвестиции в основной капитал сократились на 12,8%.

Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 16,1%.

Рис. 2.1 Динамика ВВП и индекса потребительских цен

Примечание: Источник: [12]

В январе-сентябре 2012 года в условиях благоприятной для белорусского экспорта конъюнктуры мировых товарных рынков объем внешнеторгового оборота увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2011 года на 10,9%, составив 70,9 млрд. долл. США, при этом экспорт возрос на 19,2%, импорт – на 3,3%.

 

Рис. 2.2 Динамика внешнеторговых операций в январе-сентябре 2011-2012 гг.

Примечание: Источник: [12]

 

Итоги хозяйственной  деятельности организаций реального  сектора экономики в январе-сентябре текущего года характеризовались ростом продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с январем-сентябрем 2011 года.

Рис. 2.3 Прибыль до налогообложения и чистая прибыль в январе-сентябре 2011- 2012 гг.

Примечание: Источник: [12]

 

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-ноябре 2012 г. характеризуются постепенным  замедлением экономического роста  по сравнению с итогами первых трех кварталов на фоне тенденции снижения темпов роста объемов промышленного производства, экспорта товаров и услуг, при восстановлении платежеспособного спроса населения.

Рис. 2.4 Темпы роста валового внутреннего продукта, %

Примечание: Источник: [3]

По итогам 11 месяцев 2012 г. обеспечен умеренный экономический рост на уровне 102,0% (при годовом прогнозе 105,0-105,5%). При этом достигнута основная цель внешней сбалансированности – рост экономики за счет внешнего спроса.

Умеренная динамика экономического роста в текущем  году обусловлена реализацией комплекса  мер по сжатию внутреннего спроса с целью ликвидации сформировавшихся в последние годы макроэкономических диспропорций.

В то же время ослабление влияния внешнего фактора в июле-ноябре 2012 г. привело к замедлению роста ВВП и стало причиной снижения его динамики.

Одним из позитивных факторов экономического роста в  отчетном периоде является увеличение производительности труда (по ВВП), которая по темпам опережала рост ВВП и увеличилась за январь-октябрь 2012 г. на 4,3%.

Рост ВВП  в текущем году в наибольшей степени  поддерживался динамикой промышленности. Из 2,0% прироста ВВП 1,9% сформировано за ее счет. Заметный вклад в прирост  ВВП внесен также транспортом и связью (0,5% прироста ВВП), сельским хозяйством (0,5%), поступлением чистых налогов на продукты (0,3%).

С начала года отмечается рост реальных располагаемых денежных доходов населения. За январь-октябрь 2012 г. их рост составил 118,1%.

Основным источником дохода для большей части населения  страны является оплата труда.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе-декабре 2012 г. по сравнению с январем-декабрем 2011 г. увеличилась на 21,9%, в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. – на 10,2%. Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата сложилась в большинстве регионов республики, за исключением г. Минска и Минской области.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-декабре 2012 г. составила 3 740,1 тыс. рублей, в том числе в декабре – 4 741,3 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с ноябрем 2012 г. на 11,7%, или на 497 тыс. рублей.

Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. увеличился на 64,6%, по сравнению с ноябрем 2012 г. уменьшился на 1,4%.

Постоянный  рост реальной заработной платы в текущем году при замедлении роста производительности труда привел к нарушению важной экономической пропорции – превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда.

В январе-октябре  текущего года рост производительности труда отставал от темпов роста реальной заработной платы на 13,8 процентных пункта.

Рис. 2.5 Динамика темпов роста производительности труда и реальной заработной платы в 2012 г.

Примечание: Источник: [3]

 

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие  выводы.

В Республике Беларусь реализуется модель социально-ориентированной рыночной экономики, которая требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции.

Белорусская модель развития формируется в течение последних 12—17 лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-ноябре 2012 г. характеризуются постепенным замедлением экономического роста по сравнению с итогами первых трех кварталов на фоне тенденции снижения темпов роста объемов промышленного производства, экспорта товаров и услуг, при восстановлении платежеспособного спроса населения.

По итогам 11 месяцев 2012 г. обеспечен умеренный  экономический рост на уровне 102,0% (при  годовом прогнозе 105,0-105,5%). При этом достигнута основная цель внешней сбалансированности – рост экономики за счет внешнего спроса.

Одним из позитивных факторов экономического роста в  отчетном периоде является увеличение производительности труда (по ВВП), которая  по темпам опережала рост ВВП и  увеличилась за январь-октябрь 2012 г. на 4,3%.

Информация о работе Основы национальной экономики