Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:38, реферат
Цель исследования - определить тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "национальной экономики";
- исследовать цели национальной экономики;
Введение 4
1 Понятие национальной экономики 6
1.1 Цели и структура национальной экономики 6
1.2 Виды структур .8
1.3 Система макроэкономических пропорций……………………………….12
2 Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь 14
2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь 15
2.2 Современное состояние национальной экономики Республики Беларусь и ее главные макроэкономические пропорции 17
Заключение 26
Список использованных источников 28
С начала 2012 года отмечается рост реальных располагаемых денежных доходов населения. За январь-октябрь 2012 г. их рост составил 118,1%.
Хозяйственный
порядок современной в Беларуси
характеризуется отсутствием
Основными причинами подобного положения следует считать:
- неопределенность
в ценностных ориентирах, мировоззренческих
установках и мотивациях
- проявление
негативных форм адаптации
- однобокость
структуры народного хозяйства
с глубоким отставанием
Проявляется же подобный порядок в таких явлениях, как падение жизненного уровня большинства населения страны, ухудшение финансового, экономического и политического положения белорусского государства в общемировой системе, резкое усиление и ускорение процессов расслоения общества [8, c. 37].
Создание и реализация социально-ориентированной рыночной экономики в Беларуси требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции.
Опыт формирования социальной рыночной экономики в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы:
- Принцип главенства права: социальная рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.
- Принцип устойчивости
экономического роста как
- Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов.
- Принцип полной
занятости трудоспособного
- Принцип установления социальных гарантий населению.
- Принцип социальной справедливости.
- Принцип социальной защиты людей.
- Принцип социального
партнерства, обеспечивающее
- Принцип ответственности
граждан за экономическую
Исходя из принципов, можно представить основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социальной рыночной экономики [8, c. 28].
Можно выделить следующие функции белорусского государства, прямо вытекающие из его миссии в обеспечении социально ориентированного экономического развития:
- обеспечение
и поддержание конкурентной
- осуществление
основных социальных
- стимулирование
развития общественных
- содействие
инновационному развитию
Специфическими
функциями государства с
- удовлетворение
социальных потребностей общест
- обеспечение социальной справедливости;
- обеспечение
роста материального и
- социальное
умиротворение, смягчение
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психологического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.
Магистральный путь, избранный в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, - построение социально-ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментом ее построения является действующая национальная система республики; ориентиром – стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа – это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования [8, c. 45]
Однако "экономическая мудрость"
современной экономической
Для Беларуси ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня, если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
В этой связи встает вопрос о развитии системы негосударственного высшего образования, разработке новых механизмов его финансирования. Негосударственные высшие учебные заведения превратились в сферу оборота средств обучающихся и зарабатывания денег.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
- создание условий
и возможностей всем
- последовательное повышение
уровня оплаты труда как
- формирование среднего
класса как фактора
- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
- повышение уровня
пенсионного обеспечения,
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Приоритетными направлениями политики страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности [5, c. 4].
Таким образом, переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения.
Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР, является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени определил деформацию воспроизводственного цикла.
Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям каждой страны и запросом мирового рынка.
Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.
Из всего вышеизложенного можно сделать выводы:
Социально-ориентированная экономика – это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам), охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-ориентированной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников рынка и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.
В Республике Беларусь реализуется модель социально-ориентированной рыночной экономики, которая требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции.