Особенности госзакупок в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:56, научная работа

Краткое описание

Международный тендер является методом международной торговли, сущность которого заключается в конкурентном отборе зарубежных поставщиков и подрядчиков через организованный товарный рынок путем привлечения к определенной, предварительно установленной, дате предложения от зарубежных и национальных поставщиков и подрядчиков, проведение конкурса (сравнение) представленных проектов (условий) и заключения контракта с тем из них, предложения которого полнее всего удовлетворяют потребности и требования импортеров–заказчиков.

Вложенные файлы: 1 файл

тендер.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Критерии, ограничивающие количество потенциальных участников госзакупок, достаточно неоднозначные или дискуссионные. Всё дело в том, что толковать их можно по-разному, используя разные подходы. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Главного научно-экспертного управления, которые высказывали свои рекомендации при принятии поправок в закон о госзакупках. Такая неоднозначность создаёт определённые трудности при практическом применении закона. К примеру, один из ограничивающих критериев указывает, что в тендерах на госзакупки могут принимать участие только предприятия, получающие прямую или косвенную поддержку из госбюджета. Но ни в одном нормативно-правовом акте Украины не содержится определения «прямой поддержки» и «косвенной поддержки». Как результат такой неопределённости любой уполномоченный чиновник может принять «то или иное» решение по госзакупкам, основываясь на своей личной точке зрения. Бесспорно, это источник злоупотреблений – лазейка для лоббистов и «непаханое поле» для коррупционеров.

Существующий закон о  госзакупках регулирует не все отношения. Отдельным положением в законе определён перечень товаров, работ и услуг, закупка которых будет регулироваться иными нормативно-правовыми актами. К ним относятся: поставка, передача, распределение электроэнергии, природного и нефтяного газа, тепловой энергии, а также отопление, водоснабжение и водоотведение. Учитывая стратегический характер указанных видов хозяйственной деятельности, государство решило регулировать их отдельно и более тщательно, чтобы исключить коррупционные явления. Кроме этого беспокойство вызвало некоторое противоречие, возникшее в новом законе о госзакупках – в нём значительно расширена возможность проводить закупки у одного поставщика, а для покупки газа и электроэнергии такая монопольная перспектива губительна.

С другой стороны в законе о госзакупках ограничены возможности по регулированию и контролю государством этого рынка. Ранее Министерство экономического развития и торговли Украины имело возможность вмешаться в процедуру государственных закупок, а если закупки проводились у одного участника, то они должны были согласовываться в министерстве. Теперь таких возможностей у уполномоченного министерства нет, оно больше не имеет возможности вмешаться в процедуру тендера. Это, безусловно, является благоприятным фактором для развития бизнес-климата и является примером дебюрократизации государственного аппарата.

типичные недостатки, нарушения и риски при проведении тендерных процедур?

- При проведении тендера  важнейшим условием является  строжайшее соблюдение процедурных  требований, а также требований  информационной безопасности. Ни  для кого не секрет, что зачастую  участник тендера готов на  все ради победы и получения  желанного контракта. Поэтому  на всех стадиях тендера возможны  не только случайные ошибки  или халатность, но и сознательные  манипуляции, направленные на  создание необоснованных преимуществ для того или иного участника.

К примеру, приглашение на участие в тендере некоторым  претендентам может быть элементарно  не направлено, направлено по ложному  адресу, либо могут быть уничтожены уже поступившие от них коммерческие предложения. В результате данные контрагенты  исключаются из списка участников тендера  как не ответившие на приглашение. Другой пример — передача одному из участников тендера информации о параметрах предложений других претендентов. Встречаются  и такие грубые нарушения, как  фальсификация и подмена полученной тендерной документации.

Однако все эти риски  можно и нужно сводить к  минимуму, грамотно выстраивая тендерную  процедуру и используя соответствующие  контрольные механизмы. Существенно  снижает возможность тендерных  манипуляций использование электронной  торговой площадки.

 

Вывод

Именно тендеры на сегодня  очень распространены в мировой  практике торговли, особенно на рынках машино–техничной продукции (за оценками экспертов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных с помощью проведения торгов, составляет около 1/3 общей стоимости экспорта машино–техничной продукции из промышленно развитых стран).

В Украине в связи с  постоянным увеличением роли конкурсных торгов (тендеров) и в целях рационального  использования бюджетных средств  и иностранных кредитов была разработана  законодательная база, которой регулируется проведение тендеров.

В заключение хотелось бы сказать, что проведение качественных конкурсных процедур — настоящее искусство, здесь организатор тендера выступает  в роли дирижера, умело выстраивая процесс и взаимодействуя со всеми  его участниками. Главный результат  данной работы — получение компанией  наилучших условий закупок на рынке.

 

Литература

 

  1. Тендерная симфония [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/logistics/procurement/tendernaja-simfonija.html
  2. Практика проведения тендеров в ВЭД [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stroymart.com.ua/ru/publications/4112/
  3. Закон Украины о госзакупках [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tendergid.ua/ru/legislation/.html
  4. Особенности украинских тендерных закупок [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tenders.com.ua/.html

Информация о работе Особенности госзакупок в Украине