Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:32, контрольная работа
Инфляция представляет собой сложный социально-экономический феномен, оказывающий значительное влияние на экономику. Высокая инфляция подрывает стимулы к сбережению, снижает уровень инвестиционной активности предприятий, приводит к понижению уровня жизни населения.
Инфляция вызывает макроэкономическую и социальную нестабильность, провоцируя недовольство проводимой экономической политикой. В этой связи, очевидно, что проблема чрезмерно высокого роста цен требует самого пристального внимания и изучения, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны ученых-экономистов.
Введе-ние…………………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи антиинфляционной полити-ки………………………………...4
2. Эволюция теоретических представлений об инфляции
и антиинфляционной политике…………………………………………………. 7
3. Особенности государственной антиинфляционной политики в Рос-сии……. 10
Заключе-ние………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………………..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цели и задачи
антиинфляционной политики……………
2. Эволюция теоретических
и антиинфляционной политике…………………………………………………. 7
3. Особенности государственной антиинфляционной политики в России……. 10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Инфляция представляет собой сложный социально-экономический феномен, оказывающий значительное влияние на экономику. Высокая инфляция подрывает стимулы к сбережению, снижает уровень инвестиционной активности предприятий, приводит к понижению уровня жизни населения.
Инфляция вызывает макроэкономическую и социальную нестабильность, провоцируя недовольство проводимой экономической политикой. В этой связи, очевидно, что проблема чрезмерно высокого роста цен требует самого пристального внимания и изучения, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны ученых-экономистов.
В течение XX века мир неоднократно сталкивался с периодами высокой инфляции, некоторые страны были вынуждены пройти через гиперинфляцию, когда цены увеличивались на сотни процентов в год. Теми или иными способами властям удавалось стабилизировать финансовую систему, но издержки от антикризисных мер зачастую были очень высоки.
Вопрос о том, какие меры следует предпринимать для снижения темпов роста цен, являлся одним из ключевых для экономистов XX века, он продолжает сохранять свою актуальность и для современных исследователей. Предлагается множество решений, но ни одно из них не может рассматриваться в качестве «абсолютной истины», так как для выработки действенных рекомендаций необходимо анализировать каждый конкретный случай, каждую конкретную страну.
Знание последних достижений экономической мысли позволяет оценить применимость тех или иных идей в текущей экономической ситуации, в случае необходимости внести в них коррективы, обусловленные конкретными особенностями и уровнем экономического развития страны, разработать эффективную антиинфляционную политику.
1. Цели и задачи антиинфляционной политики
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику - систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой — в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе.
Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части. Первая — меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики — это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики. Вторая — меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части1.
Стратегические задачи антиинфляционной политики состоят в том, чтобы привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
Направления долгосрочной политики: 1) Погасить инфляционное ожидание населения, которое приводит к нагнетанию текущего спроса. 2) Меры по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства. 3) Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. 4) Ослабление влияния внешних факторов (сократить краткосрочные кредиты и займы правительства у других государств).
Краткосрочная политика предполагает: 1) Расширение ставок предложения без увеличения совокупного спроса (льготы предприятиям). 2) Уменьшение текущего спроса при неизменном предложении (новые процентные ставки по вкладам, ценным бумагам).3) Таргетирование инфляции – публичное объявление целей по инфляции, за соблюдение которых несет ответственность ЦБ.
Необходимо признать, что современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен.
Антиинфляционные меры применимы к открытой инфляции, подавленную инфляцию нельзя измерить, а потому она не поддается ограничению. Антиинфляционная политика проводится силами государства и возможна только на макроэкономическом уровне.
По срокам выделяют краткосрочную и долгосрочную антиинфляционную политику.
2. Эволюция теоретических представлений об инфляции и антиинфляционной политике
Сущность и происхождение инфляции, а соответственно и подходы по борьбе с ней по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Данные теории инфляции помогают не только глубже изучить монетарные и немонетарные причины инфляции, но и выработать эффективные антиинфляционные программы.
В 70-х годах XIX века в экономической теории произошел прорыв, характеризующийся началом широкого использования математических методов в анализе экономических проблем. Появилась неоклассическая экономическая школа. В анализе инфляционных процессов ее главным достижением следует считать уравнение обмена Фишера, отражающее связь между изменениями денежной массы и уровнем цен в экономике.
В 30-х годах XX века появилось новое экономическое направление – кейнсианство. В рамках этой системы взглядов было создано несколько моделей инфляции, которые объясняли рост цен чрезмерным совокупным спросом, конфликтом рабочих и предпринимателей за распределение доходов, ростом издержек производства.
Кейнсианцы считают необходимым активное государственное вмешательство в экономику с тем, чтобы преодолевать «провалы» рынка, в том числе и для противодействия развитию инфляционных процессов. Они полагают, что для борьбы с ростом цен государство должно принимать меры по сокращению совокупного спроса (в случае инфляции спроса) или воздействовать на издержки производства (в случае инфляции издержек).
Кейнсианские подходы к антиинфляционной политике господствовали до 70-х годов XX века, когда положение главной экономической школы занял монетаризм. Его главным идеологом был М. Фридмен, считавший, что «инфляция всегда и везде денежное явление». Монетаристы указывают, что существует непосредственная связь между величиной денежной массы и уровнем цен в экономике. В этой связи в качестве борьбы с инфляцией ими предлагаются рестриктивные меры кредитно-денежной политики, в первую очередь, сокращение денежной массы (темпов ее прироста). Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано).
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
Рассмотрим основные теории инфляции, формировавшиеся в 70-е – 90-е годы XX века. Так новые классики разработали теорию рациональных ожиданий, в соответствии с которой экономические агенты точно прогнозируют последствия любого государственного вмешательства в экономику, исходя из знаний об особенностях ее функционировании. Они считают необходимым проведение максимально открытой и последовательной денежно-кредитной политики и утверждают, что если это требование будет выполнено, то для снижения инфляции будет достаточно объявить о введении антиинфляционных мер - экономические агенты сами снизят цены.
Анализом инфляционных процессов занимаются и современные ветви кейнсианской школы. В частности, посткейнсианцы выдвинули теорию, объясняющую инфляцию конфликтом при распределении дохода между рабочими и предпринимателями. В качестве альтернативы чисто монетарным методам антиинфляционной политики посткейнсианцы предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.
Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной2.
Новые кейнсианцы разработали концепцию издержек «меню» - затрат, связанных с печатанием и распространением новой информации о ценах, а также с расходами на проведение новых переговоров и заключение новых контрактов по измененным ценам. Издержки «меню» делают слишком дорогостоящими для фирм изменения в ценообразовании в ответ на каждый шок со стороны спрос и таким образом способствуют ригидности цен.
Последователи теории экономики предложения акцентировали внимание на влиянии налоговой политики на инфляционные процессы. Если кейнсианцы рассматривают повышение налогов как средство снижения совокупного спроса и борьбы с инфляцией, то сторонники теории экономики предложения полагают, что увеличение ставок налогов и другие действия государства по регулированию экономики, ведущие к росту издержек, являются важными факторами инфляции. В этой связи они рекомендуют в рамках проведения отдельных мероприятий антиинфляционной политики снижать налоги, особенно на корпоративный сектор и на наиболее обеспеченные слои населения.
Информация о работе Особенности государственной антиинфляционной политики в России