Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы- изучение и рассмотрение отношений собственности, как фактора экономического поведения в России.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность собственности в современной России;
- проанализировать отношения собственности в рыночной экономике;
- показать трансформацию прав собственности в России;
- дать понятие отношения собственности;
- рассмотреть собственность как экономическую и правовую категорию.
Законом были определены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий по конкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапе приватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, в качестве средства платежа раздали приватизационные чеки - ваучеры. Население России получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:
- для продажи (приблизительно четверть всех ваучеров была продана).
Для выбора метода приватизации всероссийские предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные - преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее - ОАО). Интересы государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции», предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии решений собранием акционеров) .
В ходе российской приватизации
были использованы три варианта акционирования,
право выбора которых предоставлялось
трудовым коллективам. По первому варианту
трудовому коллективу безвозмездно
передавалось 25 % привилегированных
акций, но на сумму не более 20 минимальных
размеров месячной заработной платы
на одного работника; 10% обыкновенных акций,
но на сумму не более 6 минимальных
размеров месячной заработной платы
на одного работника, продавалось трудовому
коллективу со скидкой 30% от номинальной
стоимости и рассрочкой на три
года, а 5 % акций по номинальной стоимости
продавалось руководителям
Второй вариант давал
трудовым коллективам возможность
приобрести по закрытой подписке 51 % от
уставного капитала по цене, близкой
к номиналу, оставшаяся часть акций
переходила в распоряжение государства,
в том числе для продажи
на аукционах. Каждый член коллектива
мог подписаться не более чем
на 5 % акций от уставного капитала.
Данный вариант приватизации использовался
на предприятиях с невысокой капиталоемкостью,
так как обеспечивал совпадение
интересов трудового
По третьему варианту предусматривалось создание инициативной группы, заключающей договор на недопущение банкротства предприятия, по окончанию которого членам группы предоставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.
Ваучерная приватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992-1997 гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованного имущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе [12 ].
Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, по отношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, а также к компаниям с закрепленными в государственной собственности или остаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий, приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем в период массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон о приватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Все государственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.
В результате приватизации к 2004 г. доля государственных предприятий в общем числе предприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся к государственной собственности пакетов акций крайне скудна. Поданным Российского фонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций, из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 % акций, 1/3 - пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55 компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственности Российской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерных обществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности 284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»).
Приватизация является очень
важным, но лишь элементом в преобразовании
экономической системы. Чтобы трансформация
собственности привела к
Таким образом, в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
3.2 Изменение экономических функций государства при
переходе к рынку
Начало переходного периода
характеризуется сменой государственного
строя и глубокими реформами
всех социально-экономических
Институциональная трансформация подразделяется на два этапа:
- формирование рыночных отношений;
- корректировка несовершенства рыночных отношений.
Наиболее простой формой
институциональной
Рыночные преобразования
в России начались с разрушения командно-административной
системы управления: были отменены
плановые задания по выпуску и
сбыту продукции, предприятиям была
предоставлена свобода в
Либерализация внешнеэкономической
деятельности основывается на Постановлении
Совета Министров СССР № 203 от 7 марта
1989 года, которым прежде всего было
расширено число участников внешнеэкономической
деятельности. Право выхода на внешний
рынок получили «все предприятия, организации
и объединения, независимо от форм собственности,
ведомственной и
- обязательную регистрацию предприятия как участника внешнеэкономической деятельности с выдачей ему специального удостоверения (в настоящее время отменено);
- оформление грузовой таможенной декларации на ввозимый или вывозимый товар и уплату предусмотренных сборов и платежей;
- лицензирование экспортно-импортных операций;
- систему «мер оперативного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», в том числе систему санкций для недобросовестных участников ВЭД и возможность для государства издавать соответствующие нормативные акты по отдельным направлениям или вопросам регулирования ВЭД [14 ].
В результате уже на 1 января
1990 года число субъектов
Новая система принципов
государственного управления и регулирования
внешнеэкономической
В ходе либерализации были
преобразованы институты
Цели экономической политики государства - долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные - определяются экономическим положением страны на каждый момент времени и стоящими перед ней перспективами. На первом этапе реформ они определялись необходимостью отказа от директивного планирования производства и распределения продукции, возрождения в полном объеме товарно-денежных отношений, насыщения потребительского рынка [15 ] .
Стратегическими целями экономической, политики на следующих этапах являются:
развитие и поощрение конкуренции, увеличение темпов роста инвестиций;
Дальнейшая тактика реформ
предусматривает решение задач,
соответствующих указанным
удержание темпов инфляции на уровне 5-8% в год, устранение дефицита госбюджета;
- структурную реформу и реформу предприятий;
- реформу социальной сферы;
- привлечение инвестиций;
- прекращение долларизации экономики и утечки капитала;
- укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ,
Отраслевая структура
промышленности в России сложилась
в период функционирования централизованной
экономической системы и
Информация о работе Отношение собственности как фактор экономического поведения в России