Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:35, отчет по практике
Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Основные задачи производственной практики:
Знакомство и изучение деятельности организации: формирование первичных профессиональных навыков работы по специальности;
Изучение методов работы специалистов-экономистов, формирование практических навыков в выполнении обязанностей сотрудника экономических служб;
Введение 3
Характеристика Магнитогорского отделения № 1693 Сбербанка России 5
Основные операции, осуществляемые Сбербанком России 8
Анализ основных показателей деятельности Магнитогорского отделения Сбербанка России. 12
Оценка основных показателей финансово-экономической деятельности банка 14
Заключение 22
Позитивная динамика показателей рентабельности капитала (ROAE) и рентабельности активов (ROAA) в период с 2007 года по 2009 год обусловлена более высокими темпами роста прибыли Банка по сравнению с ростом капитала и активов. Некоторое снижение показателей эффективности работы Банка в 2010 году связано с единовременным значительным увеличением капитала и, соответственно, активов Банка вследствие размещения дополнительного выпуска акций: рентабельность активов (ROAA) по итогам 2010 года составила 2,7% по сравнению с 2,9% в 2009 году. Рентабельность капитала (ROAE) снизилась за аналогичный период с 28,6 до 20,4%. При этом данные показатели по-прежнему остаются на высоком уровне.
Обеспечивая высокую рентабельность работы, Банк поддерживает относительно низкий уровень риска проводимых операций. За период с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года доля просроченной задолженности в ссудной задолженности Банка снизилась с 1,8% до 1,0%, в два раза уменьшился удельный вес ссудной задолженности, приходящийся на 10 крупных заемщиков в совокупной ссудной задолженности. Уровень кредитного риска составил 2,8%.
Таблица 3
Обязательные нормативы Сбербанка России
Условн. обозначение норматива | Название норматива | Допустимое значение норматива | Фактическое значение норматива | ||
На 1.01.09 г. | На 1.01.10 г. | На 1.01.11 г. | |||
H1 | Достаточности капитала | Min 10% | 12,1 | 11,7 | 15,1 |
Н2 | Мгновенной ликвидности | Min 15% | 55,6 | 53,3 | 45,1 |
Н3 | Текущей ликвидности | Min 50% | 63,1 | 65,7 | 54,0 |
Н4 | Долгосрочной ликвидности | Max 120% | 91,8 | 101,9 | 101,9 |
Н6 | Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков | Max 25% | 23,1 | 21,6 | 18,2 |
Н7 | Максимальный размер крупных кредитных рисков | Max 800% | 140,4 | 167,6 | 108,8 |
H8 | Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) | Max 50% | 0 | 0 | 0 |
H9 | Совокупная величина риска по инсайдерам | Max 3% | 2 | 2 | 1,7 |
H10 | Использование собственных средств для приобретения акций (долей) др. юр. лиц | Max 25% | 0 | 0 | 0 |
По состоянию на 01.01.2011 г. норматив достаточности капитала составил 15,1%, что существенно превышает предельно допустимый уровень (10%) и свидетельствует о достаточности собственного капитала для покрытия основных видов банковских рисков и текущих операционных расходов.
Оценка, управление и контроль риска ликвидности позволяют Банку поддерживать необходимый объем ликвидных активов для выполнения обязательств на любом временном интервале. По итогам последних 3 лет значения соответствующих нормативов ликвидности находились: Н2 в пределах 45,1% - 55,6%; Н3 в пределах 54,0% - 63,1%; Н4 в пределах 91,8%-101,9%. Изменения в значениях нормативов ликвидности были связаны с изменением структуры активов и пассивов Банка, развитием инвестиционного кредитования, проектного финансирования, долгосрочного кредитования физических лиц.
В 2010 г. в связи с превышением темпов роста кредитования юридических и физических лиц над темпами роста привлечения средств значение норматива текущей ликвидности Н3 снизилось, однако продолжает оставаться выше предельного значения (54,0% по состоянию на 01.01.2011 г.). Банк сохраняет потенциал по развитию операций долгосрочного кредитования: значение норматива долгосрочной ликвидности (Н4) по итогам 2010 г. составило 101,9%.
Развитие экономики и увеличение доходов населения в 2010 году положительно сказались на росте кредитного рынка. Это позволило расширить круг потенциальных заемщиков как за счет увеличения числа клиентов, так и за счет роста предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться.
Сбербанк является лидером кредитования физических лиц. Объем выданных кредитов физическим лицам Сбербанком России в 2010 году составляет 485,7 млрд. рублей, пророст за год составил 9,76%.
Основной точкой роста рынка кредитования физических лиц, не считая ипотеки, остается автокредитование. Объем рынка автокредитования достиг 578 млрд. рублей (рост около 70%).
Объем выданных жилищных кредитов за 2010 год составил 650,1 млрд. рублей. В 2010 году он выдал ипотечных кредитов на сумму 191,3 млрд. рублей.
Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности Сбербанка Росси показал, что на сегодняшний день Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации, занимает лидирующие позиции в основных сегментах финансового рынка России.
По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила
окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:
значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
коллектив Банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.
В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:
o низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;
o низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;
o исключительно низкий уровень производительности труда. По этому и показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки. В результате многие из систем и процессов Банка плохо масштабируемы, а рост объемов бизнеса не приводит к росту эффективности;
o недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;
По итогам 2010 года активы Сбербанка России по-прежнему составляют четверть активов банковской системы страны, доля на рынке вкладов составляет 51,4%, на рынке привлечения средств юридических лиц – 17,9%, на рынке кредитования физических лиц – 32,1%, на рынке корпоративного кредитования – 32,7%.
Сбербанк Росси стремится сохранить и упрочнить свое положение на российском рынке финансовых услуг, с этой целью банк планирует построить более эффективную работу с клиентами, выход на новые сегменты финансового рынка, создание новых продуктов финансовых услуг.
Производственная практика длилась шесть недель в секторе планирования, контроля и качества клиентского физических лиц. В начале практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, необходимой для работы в секторе. Именно на практике мне довелось сопоставить теоретические основы и знания с практической деятельностью. В ходе практики были изучены перечень документов и требования, необходимые для перевода денежных средств, совершения операций по вкладам физических лиц. На практике в Сбербанке я осуществляла открытие счетов клиентам, с которыми был заключен зарплатный проект. Работала со сводной базой клиентов и единым планом привлечения клиентов на обслуживания.
В своей дальнейшей работе отделению следует обратить внимание на следующие направления:
- проведение целенаправленной работы по привлечению на обслуживание новых физических и юридических лиц;
- повышение эффективности работы с иностранной валютой;
- повышение профессионального уровня служащих секторов.
Преимущества пройденной мною практики я нахожу в том, что я ознакомилась с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомилась с компьютерными рабочими программами Сбербанка России, в частности с системой «Клиент-Сбербанк» и приобрела навыки работы с его внутренней документацией.
Список литературы
1. Ворст И., Ревентроу П. Экономика фирмы: Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
2. Банковское дело: учебник /Под ред. Е.П. Жарковской. – М.: Омега-Л, 2006. – 452 с.
3. Инструкция №1433-р «Порядок осуществления в Сбербанке России переводов денежных средств»
4. Инструкция от 16 января 2004 года «Об обязательных нормативах банка»
5. Инструкция № 1-3-р «Инструкция о порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц»
6. Положение «О секторе планирования, контроля и качества клиентского обслуживания».
7. Официальный сайт Сбербанка России – www.cbrf.ru.
3