Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и принципы деятельности ВТО, изучить структуру, функции и задачи данной организации, изучить взаимодействие стран-членов
2. Дать характеристику взаимоотношениям России и ВТО, определить какие цели и задачи преследует правительство России при вступлении в ВТО.
3. Определить проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…...3
Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
Цели и принципы деятельности ВТО………….……………….……11
Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО…………………………………………………………………….66
Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
Социально-экономические последствия вступления в ВТО…….....88
Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы..……………………….…………....………27
Приложение ……………………………………………………………….………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 854.80 Кб (Скачать файл)

2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..………..…...3

  1. Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
    1. Цели и принципы деятельности  ВТО………….……………….……11
    2. Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
    3. Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в          ВТО…………………………………………………………………….66
  2. Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
    1. Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
    2. Социально-экономические последствия вступления  в ВТО…….....88
  3. Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23

Заключение……………………………………………………….…………………26

Список использованной литературы..……………………….…………....………27

Приложение ……………………………………………………………….………..28

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уже  можно говорить о реальных перспективах вступления России во Всемирную торговую организацию - ведь переговоры уже вступили в завершающую стадию. В связи  с этим остро стоит вопрос о  том, каковы будут последствия этого  шага на нашу экономику, в том числе  на аграрную.

Сегодня, в условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом  рынке, важнейшим условием эффективной  экономической политики на продовольственном  рынке является равноправное участие  страны в торгово-экономических  отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может  воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее  экономики страны.

Учитывая, что на долю стран-участниц ВТО приходится более 90% всей мировой  торговли товарами и услугами, а  также то, что основные наши торгово-экономические  партнеры являются членами ВТО, вступление России в эту организацию представляется неизбежным. На основании этого, можно  сделать вывод, что актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Объект исследования: состояние российских предприятий (или промышленности) в случае вступления России в ВТО.

Предметом исследования является внешнеторговая деятельность России.

Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для  российской торговли после вступления в ВТО.

Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих  задач:

1. Рассмотреть цели и  принципы деятельности ВТО, изучить  структуру, функции и задачи  данной организации, изучить взаимодействие  стран-членов

2. Дать характеристику  взаимоотношениям России и ВТО,  определить какие цели и задачи  преследует правительство России  при вступлении в ВТО.

3. Определить проблемы  и перспективы развития российской  торговли  в рамках ВТО.

Теоретической и методической базой исследования выступили: труды  таких исследователей, как Портер М., Сэмпсон П.., Дракер П., Мескон М., Тарасов В. и т.д. стать периодических изданиях отражающие проблемы международных отношений: журнал "МЭМО", "ЭКО", "Наука", "Экономист", "Государство и право" и прочие другие, сайты Интернет.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

 

1. Всемирная торговая организация (ВТО)

1.1. Цели и принципы  деятельности ВТО

Всемирная торговая организация  (ВТО) — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации [11, c.55].

ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО  призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной  торговли. На сегодня членами ВТО являются 154 страны.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров [3, с.99].

Соглашения ВТО являются основой современной системы  многостороннего регулирования  международной торговли, которая  была создана в результате переговоров  Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и  соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет  Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с  приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего  более 50 документов. При присоединении  к ВТО страна-кандидат принимает  на себя определенные обязательства. Можно  выделить два главных направления  этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Именно с этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО.

Одна из основных задач ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров. Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать  в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются  разрешать спорные вопросы в  рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным  вопросам принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Основные принципы ВТО  отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают  торговлю товарами и услугами, а  также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и  механизм обзора торговой политики. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его  дополняют соглашения, касающиеся специфических  секторов, таких как сельское хозяйство  и текстиль, а также отдельных  тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых  против демпинга [6,с.99].

Два фундаментальных принципа ГАТТ – это не дискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций.

Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации [3, с.88].

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Таким образом, основополагающими  принципами и правилами ГАТТ/ВТО  являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Несмотря на это, существуют противоречия между странами-членами  ВТО. Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются  по экономической силе. Либерализация  мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и  развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран  в ВТО резко повышает приток в  них иностранных инвестиций. Поэтому  страны-члены ВТО ищут и находят  компромиссные решения трудных  проблем.

Стратегией развития ВТО  стало постепенное привлечение  в нее все новых и новых  стран, но при этом, чем менее развитой является экономика страны, тем более  длительный период предоставляется  ей для полной реализации принципов  свободной торговли.

Практически все члены  имеют в Женеве свои представительства  при ВТО. На долю Всемирной торговой организации приходится более 95 % мировой торговли товарами и услугами [20].

1.2. Структура,  функции и задачи ВТО

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким  спектром торговых соглашений (включая  торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров [8, c.125].

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит  в дальнейшей либерализация мировой  торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Важнейшими функциями  ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц [9, c.125].

Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам [7, c.211].

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами [12, c.310].

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. [6, c.66].

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего  благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального  режима (НР) товарам и услугам  иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и другие правила.

Информация о работе Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО