Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:40, реферат
Одним из наиболее существенных элементов системы инновационного процесса является инновационный потенциал, отражающий способность к усовершенствованию или обновлению системы и определяющий техническое лидерство. Существует большое количество определений инновационного потенциала [1, 2]. Автор придерживается следующей формулировки: инновационный потенциал - это не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.
Инновационный потенциал предприятия должен обеспечивать не только разработку новшеств, но и их внедрение в сферу практической реализации. Известно, что лишь 10 – 30 % идей могут стать изобретениями, а 0,5 – 3,5 % изобретений способны окупить себя. Чем большее число научно-технических разработок относительно их общего числа находят практическое применение, тем эффективнее используется инновационный потенциал предприятия. Таким образом, результативность освоения новшеств оценивается соотношением числа внедренных и общего числа разработанных новшеств.
где Кtразр.нов, Кtвнедр.нов – число внедрённых и разработанных новшеств за t - год.
где Вi – время, потраченное на внедрение i-го новшества (изобретения, технического решения, идеи).
При расчете этого показателя спорным является определение момента перехода разработки из новшества в инновацию. Принято считать для продукции производственного назначения данным моментом дату начала промышленной эксплуатации, для потребительской продукции – дату реализации первой единицы (партии) товара. Этот показатель необходим для комплексной оценки инновационных возможностей предприятия, так как сокращение инновационного лага нововведений всё более актуально в настоящее время.
Без следующих сегментов невозможно превращение новшеств, полученных в результате работы, в нововведения.
6. Организационный потенциал включает организацию процессов планирования, принятия решений, контроля, системы коммуникаций, сбыта; сеть научно–технических учреждений, проектно-конструкторских, инновационных предприятий, с которыми сотрудничает рассматриваемый объект.
При
анализе организационной
7.Управленческий потенциал включает современные формы управления инновационной деятельностью; оптимальные организационную структуру и систему менеджмента; систему стратегического и тактического планирования, общую организованность, модели корректировки на этапах развития и изменений, методы и порядок контроля.
8.
Инновационная культура –
Оцениваются следующие качественные и количественные параметры:
Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Потребительский сегмент включает всех юридические и физические лица, которые, с одной стороны, являются потребителями инноваций, а с другой – инициируют их появление через спрос; потенциал маркетинга, где оцениваются возможности данной новации, происходит поиск рынков сбыта, потребителей, формируется ценовая политика, организуется сбыт, послепродажное обслуживание и реклама.
Потребительский потенциал предлагается оценивать по следующим показателям:
В связи с тем, что инновационный потенциал рассматривается как способность и готовность предприятия к производству новшеств и нововведений, предложенную схему (рис. 1) необходимо дополнить элементами (рис. 2):
Рис.
2. Процессная схема инновационного
потенциала
Портфель новшеств может состоять из новшеств в любых сферах деятельности фирмы. Они могут быть покупные или собственной разработки, подлежать продаже или внедрению на предприятии. Портфель нововведений – «это стратегический план внедрения новшеств» [2]. Если портфель новшеств представляет собой своеобразный задел или готовность предприятия к использованию имеющихся ресурсов, новшеств, потенциалов, то портфель нововведений показывает, насколько это возможно, т.е. выражает способность предприятия к реализации этих новшеств. Такое представление структуры инновационного потенциала и параметров его оценки обеспечивает глубокий, комплексный анализ инновационного потенциала.
При
исследовании инновационного потенциала
предприятий региона
В
целом инновационный потенциал
региона не сводится к простой сумме
инновационных потенциалов предприятий.
Он является системой, обладающей эмерджентными
свойствами. Функцией региональных органов
управления в данном случае является полноценная
адекватная реализация этих свойств обеспечение
взаимосвязей между предприятиями, высшей
школой и научными учреждениями, финансово-кредитными
институтами, органами управления областью.
список
Литературы
Материал поступил в редколлегию 16.01.06.
Информация о работе Оценка инновационного потенциала промышленного предпряития