Оценка инновационного потенциала промышленного предпряития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее существенных элементов системы инновационного процесса является инновационный потенциал, отражающий способность к усовершенствованию или обновлению системы и определяющий техническое лидерство. Существует большое количество определений инновационного потенциала [1, 2]. Автор придерживается следующей формулировки: инновационный потенциал - это не только возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому.

Вложенные файлы: 1 файл

И. В. Шляхто оценка инновационного потенциала.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

      Инновационный потенциал предприятия должен обеспечивать не только разработку новшеств, но и их внедрение в сферу практической реализации. Известно, что лишь 10 – 30 % идей могут стать изобретениями, а 0,5 – 3,5 % изобретений способны окупить себя. Чем большее число научно-технических разработок относительно их общего числа находят практическое применение, тем эффективнее используется инновационный потенциал предприятия. Таким образом, результативность освоения новшеств оценивается соотношением числа внедренных и общего числа разработанных новшеств.

  • Результативность освоения (внедрения) новшеств

      

,

где Кtразр.нов,  Кtвнедр.нов – число внедрённых и разработанных новшеств за t - год.

  • Средняя продолжительность освоения одного новшества

      

,

где Вi – время, потраченное на внедрение i-го новшества (изобретения, технического решения, идеи).

      При расчете этого показателя спорным  является определение момента перехода разработки из новшества в инновацию. Принято считать для продукции  производственного назначения данным моментом дату начала промышленной эксплуатации, для потребительской продукции – дату реализации первой единицы (партии) товара. Этот показатель необходим для комплексной оценки инновационных возможностей предприятия, так как сокращение инновационного лага нововведений всё более актуально в настоящее время.

  • Количество направлений, по которым осуществлены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
  • Вес инновационной продукции в общем объёме производства.

      Без следующих сегментов невозможно превращение новшеств, полученных в результате работы, в нововведения.

     6. Организационный потенциал включает организацию процессов планирования, принятия решений, контроля, системы коммуникаций, сбыта; сеть научно–технических учреждений, проектно-конструкторских, инновационных предприятий, с которыми сотрудничает рассматриваемый объект.

      При анализе организационной составляющей инновационного потенциала оцениваются следующие показатели:

  • Конфигурация (звенья, диапазон и уровни управления).
  • Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей.
  • Отношения (разделения прав и ответственности по звеньям).

     7.Управленческий  потенциал включает современные формы управления инновационной деятельностью; оптимальные организационную структуру и систему менеджмента; систему стратегического и тактического планирования, общую организованность, модели корректировки на этапах развития и изменений, методы и порядок контроля.

     8. Инновационная культура – готовность  предприятия, персонала, руководящего звена воспринимать полученные новшества, переводить их в нововведения, учитывать неудачи и адаптироваться к изменениям окружающей среды.

      Оцениваются следующие качественные и количественные параметры:

  • Коммуникативная система и язык общения.
  • Система нефинансовой мотивации.
  • Система финансовой мотивации.
  • Модели наставничества.
  • Восприятие сотрудниками ценностей компании как своих собственных.

      Инновационная культура обеспечивает восприимчивость  людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

      1. Потребительский сегмент инновационного потенциала является одним из наиболее важных его компонентов. Именно в нём оценивается, насколько данная новация нужна потребителю, и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.

      Потребительский сегмент включает всех юридические  и физические лица, которые, с одной стороны, являются потребителями инноваций, а с другой – инициируют их появление через спрос; потенциал маркетинга, где оцениваются возможности данной новации, происходит поиск рынков сбыта, потребителей, формируется ценовая политика, организуется сбыт, послепродажное обслуживание и реклама.

      Потребительский потенциал предлагается оценивать  по следующим показателям:

  • Объем реализации продукции в стоимостном выражении и ассортименте.
  • Основные поставщики сырья, потребители продукции.
  • Основные рынки сбыта, остатки готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении.
  • Максимальный и минимальный пределы цен выпускаемой продукции.
  • Конкурентная стратегия.

    В связи с тем, что инновационный  потенциал рассматривается как  способность и готовность предприятия к производству новшеств и нововведений, предложенную схему (рис. 1)  необходимо дополнить элементами (рис. 2):

    

    Рис. 2. Процессная схема инновационного потенциала  

    Портфель  новшеств может состоять из новшеств в любых сферах деятельности фирмы. Они могут быть покупные или собственной разработки, подлежать продаже или внедрению на предприятии. Портфель нововведений – «это стратегический план внедрения новшеств» [2]. Если портфель новшеств представляет собой своеобразный задел или готовность предприятия к использованию имеющихся ресурсов, новшеств, потенциалов, то портфель нововведений показывает, насколько это возможно, т.е. выражает способность предприятия к реализации этих новшеств. Такое представление структуры инновационного потенциала и параметров его оценки обеспечивает глубокий, комплексный анализ инновационного потенциала.

    При исследовании инновационного потенциала предприятий региона предложенную методику рекомендуется дополнить  серией анкет, предназначенных для  выяснения факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, сбора предложений по улучшению региональной инновационной инфраструктуры, законодательства. Полученные данные следует проанализировать с помощью различных методик (ранжирование, прогноз, SWOT-анализ), а результаты довести до соответствующих органов администрации для разработки и своевременной корректировки региональной программы инновационного развития Брянской области. С этой же целью предлагается изучать и учитывать передовой опыт других регионов РФ в реализации инновационного потенциала.

    В целом инновационный потенциал  региона не сводится к простой сумме инновационных потенциалов предприятий. Он является системой, обладающей эмерджентными свойствами. Функцией региональных органов управления в данном случае является полноценная адекватная реализация этих свойств обеспечение взаимосвязей между предприятиями, высшей школой и научными учреждениями, финансово-кредитными институтами, органами управления областью. 

    список  Литературы 

  1. Атоян, В.Р. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития/ В.Р. Атоян,          Г.И. Жиц. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - С.90-93.
  2. Карпов, Э.А. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий/ Э.А. Карпов,   Е.П. Ченцова, А.В. Черезов - Старый Оскол: ТНТ, 2001. -С.16.
  3. Киселёв, М.Ю. Оценка финансового инновационного потенциала промышленных предприятий /     М.Ю. Киселёв// ЭКО Всероссийский экономический журнал.- 2001.-№3.- С.42-49.
 
 

Материал  поступил в редколлегию 16.01.06.


Информация о работе Оценка инновационного потенциала промышленного предпряития