Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие уровня социально-экономического развития; рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона; а также сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
Объектом исследования является республика Бурятия. Предмет исследования – социально-экономическое развитие республики Бурятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.2 Подходы к оценке социально-экономического развития региона
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития региона
2.3 Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы
Федеральные целевые программы регионального развития должны быть построены на следующих принципах:
1) Принцип взаимосвязи и преемственности программ. Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам и усиливать друг друга;
2) Принцип наращивания усилий. Необходимо обеспечить воспроизводство ресурсов по ходу реализации стратегии, то есть, возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся на предыдущих этапах;
3) Принцип экономии ресурсов. При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы;
4) Принцип «средового воздействия». Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы;
5) Принцип инфраструктурного обеспечения. Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.
В мировой практике существует ряд других механизмов социально-экономического развития регионов: фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий, плановые контракты между государством и регионами, агентства регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования.
Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Бурятия являются:
значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;
высокий экологический и туристический потенциал территории (озеро Байкал как объект мирового природного и экологического наследия). На территории Республики Бурятия создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»;
важное стратегическое положение в транспортной системе России, наличие международного аэропорта. По территории Республики Бурятия проходят 2 железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ, соединяющие центральные части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной Азии - Китаем, КНДР, Монголией, Японией и др.;
приграничное положение
близость к активно
наличие крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств.
2.3 Общая оценка уровня социально-экономического развития
Республики Бурятия
Есть такое скучное понятие, как "валовой региональный продукт на душу населения" — основной показатель, по которому оценивается благосостояние одного жителя региона. По расчетам минэкономики, в 2013 году рост ВРП составит в Бурятии 108% к уровню прошлого года — это хорошая новость. Но в лучшем случае весь наш валовой доход, в пересчете на душу населения, будет мал — составит 59,5%, то есть мы почти вполовину беднее — это плохая новость. Нетрудно догадаться, что, подрастая такими темпами, жить хуже среднестатистического россиянина жителям Бурятии придется довольно-таки долго.
Таблица 3. Валовой региональный продукт Республики Бурятия
(в основных ценах).
Валовой региональный продукт: |
||
всего, млн. руб. |
107442,0 |
126829,6 |
на душу населения, руб. |
111925,8 |
132070,6 |
Догонять среднероссийские показатели было нелегко и до кризиса. Но, оказывается, в декабре 2009 года вообще все стало непросто. Как откровенно сообщает правительство: "Индикаторы Программы социально-экономического развития РБ на 2010—2012 годы и на период до 2017 года были скорректированы в сторону уменьшения". На самом деле это есть сенсация. Правительство призналось само себе, да и населению, в публичном докладе, что не может выдержать тот ритм, который был запланирован программой СЭР — догматическим документом всей экономики Бурятии.
По этому поводу сначала идет диагноз "снижение прибыли в базисных отраслях экономики и в секторе малого предпринимательства и, как следствие, — уменьшение доходов населения". Затем последствие: "темпы роста ВРП снижены от установленных первоначально в Программе в 2009 году — на 12,8%, в 2010 году — на 13,6%".
Затем в Анализе идут причины
не столь радужных перспектив. Кстати,
непосредственно к кризису
На долю промышленности (реального сектора) приходится только 20% от всей добавленной стоимости Бурятии. Это более чем на 10% меньше общероссийских показателей.
Всегда наибольшая доля добавленной
стоимости находится в
Раз уж речь зашла о промышленности,
надо и упомянуть "насущное" в
свете последних событий
Зато у нас был устойчивый миф про торговлю, общественное питание и сферу услуг. Дескать, целые страны (или регионы) вполне себе нормально живут "на услугах". Страны, может, и живут, Бурятии это не грозит. Вот уже и Россия почти на 25% свой ВВП формирует за счет услуг. Но доля подобного в Бурятии не превышает 16,7% (данные 2008 года). Можно было бы, конечно, понастроить парикмахерских, позных и турбаз, но есть риск, что они будут полупустыми. Как констатирует тот же минэконом Бурятии, "причина связана с низкой покупательской способностью населения республики (доходы на душу населения по России в 2009 году — 16818, по республике — 12644 рубля)".
То же самое про пресловутый малый бизнес. В развитых странах доля малого бизнеса в экономике составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%. По России эта цифра — скромные 17%, в Бурятии еще менее — впечатляющие 10%.
Спрашивается, на что тогда Бурятия существует?
На "транспорте и связи", во многом. По прогнозам, в 2010 году 28,5% всей экономики Бурятии дадут именно эти отрасли. К Бурятии они имеют не совсем прямое отношение — это в большей степени федеральные проекты на нашей территории. Затем уже идут упоминавшиеся промышленность (20%), торговля (13,4%).
К чему, собственно, все эти расклады? К тому, что экономические проблемы Бурятии, прежде всего, структурные. Мировая практика доказывает, что рост экономики отдельных территорий идет за счет тех отраслей, которые на данный момент в Бурятии находятся не в фаворе. По статистике они минимальны.
Таблица 4. Основные показатели транспорта.
2010 |
2011 |
2012 | |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км: |
|||
железнодорожные пути |
1227 |
1227 |
1227 |
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) |
6710 |
6541 |
6637 |
трамвайные пути |
24 |
25 |
25 |
внутренние водные судоходные пути |
1912 |
1912 |
1912 |
Перевезено грузов транспортом, тыс. т: |
|||
железнодорожным |
8777 |
8970 |
7431 |
автомобильным |
7396 |
9139 |
8716 |
внутренним водным |
579 |
434 |
167 |
воздушным |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Грузооборот транспорта, млн. т·км: |
|||
железнодорожного |
36997 |
39060 |
39369 |
автомобильного |
305 |
346 |
281 |
внутреннего водного |
1 |
1 |
2 |
воздушного |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, тыс. человек: |
|||
железнодорожным |
4419 |
4476 |
3095 |
автобусным |
49951 |
45986 |
53034 |
трамвайным |
20196 |
22259 |
18544 |
внутренним водным |
- |
- |
- |
воздушным |
45 |
47 |
33 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пассажиро-км: |
|||
железнодорожного |
1241 |
1262 |
1046 |
автобусного |
259 |
396 |
609 |
воздушного |
31 |
36 |
26 |
Это не значит, что правительство этого не видит. Последнюю пару лет много шума про малый бизнес, сельское хозяйство, инновационную промышленность, туризм. Только на структурные изменения в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило.
Заключение
В курсовой работе были раскрыты понятия анализа и уровня социально-экономического развития. Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.
Одним из
основных и традиционных методов
региональной экономики является анализ
социально-экономического развития региона.
Он основывается на использовании системы
статистических показателей, характеризующих
основные явления и пропорции, существующие
в региональной социально-экономической
системе. Цель анализа социально-
Республика Бурятия обладает конкурентными преимуществами, но чтобы их по использовать в полную силу необходимо какое-то время. Только на структурные изменения в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило.
Из этого следует, что, во-первых, чудес в ближайшие годы в экономике Бурятии не произойдет: несколько процентов изменений ежегодно в структуре доходов экономики региона будут мало ощутимы для населения. Большое ведь видится на расстоянии, то есть измеряется в годах. Во-вторых, действующей власти надо подготовиться к неудовольствию общественности от отсутствия экономических чудес. Как же так: столько лет — и все по-старому? Обычно это мало кому нравится.
Список используемой литературы.
Информация о работе Оценка уровня социально-экономического развития региона