Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:49, реферат
Концепция стратегии и экономическая реальность. Условия реализации концепции: два подхода. Стратегия институциональных преобразований. Движущие силы стратегии.
проданным товарам (работам, услугам) колеблется на уровне 30%, а по активам — на уровне 12 —13%, то в отраслях, создающих нововведения (машиностроение, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), — на уровне соответственно 8 — 9 и 6%. Однако такой ответ представляется упрощением.
Наименьшая инновационная активность наблюдается в наиболее прибыльных отраслях сырьевого комплекса, где удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, составляет 5—7%, а наивысшая (от 15 до 26%) — в низкорентабельных производствах машиностроительного комплекса. В результате снижается технологический уровень российского ТЭКа.
В конце 1980-х годов показатели коэффициента извлечения нефти и объема газа, сжигаемого в факелах, в процентах от добычи в России были практически на уровне США. К настоящему времени в нашей стране первый снизился почти на 20%, в то время как В Соединенных Штатах на столько же возрос; второй увеличился в 2—2,5 раза, а в США сократился на V310.
Но если крупные корпорации не предъявляют спрос на инновации, то бессмысленно надеяться на развитие малого инновационного предпринимательства, так как отсутствует спрос на его продукцию (услуги). Может быть, дело не в нехватке финансовых ресурсов, даже «длинных»? Один американский менеджер высказал мысль, что если проблемы порождены системой, то даже миллиард долларов не изменит ситуацию, а лишь увеличит число проблем.
Таким образом, согласно второму подходу, государство не создает институциональных условий для инновационной активности предпринимателей. Речь идет о неразвитости правовой базы предпринимательской деятельности, административных ограничениях, удушающем конкуренцию монополизме, отсутствии значимых налоговых преференций для инноваторов. Соответственно государство должно прежде всего формировать институциональные условия для активизации инновационного поведения предпринимателей.
В целом мы согласны с такой постановкой, но вместе с тем считаем, что ее неверно противопоставлять инвестиционно-инновационной активности государства. Лишь органическое сочетание этих двух аспектов выступает необходимым и достаточным условием успеха. Соответственно стратегия институциональных преобразований должна быть направлена на создание условий для инновационной активности как государства, так и предпринимателей.
Стратегия институциональных преобразований
Главным механизмом экономического роста в рыночной экономике служит конкуренция. Инновации — один из инструментов конкурентной борьбы. Об этом писали еще К. Маркс при рассмотрении избыточной прибавочной стоимости и Й. Шумпетер в теории смены технологи-ческих укладов, происходящей в результате перетока ресурсов от предпринимателей-консерваторов к предпринимателям-новаторам.
Вместе с тем при оценке возможности использовать инновации как инструмент конкурентной борьбы необходимо учитывать связанные с этим высокие риски11. Не случайно развитие инновационного предпринимательства потребовало широкого распространения производных финансовых инструментов (деривативов), страхующих (маскирующих) инвестиционные риски: какой инвестор будет «напрямую» вкладывать собственные средства в инновации с учетом известной неблагоприятной статистики их осуществимости12? Поэтому ликвидация монополизма в целях развития конкуренции — необходимое, но не достаточное условие для получения инновационных эффектов.
Если
предприниматель может
Как известно, важнейшим условием успешного предпринимательства в России выступает тесное взаимодействие с властными структурами. Конечно, оно осуществляется в любой экономике. Но в данном случае речь идет не о партнерских отношениях государства и бизнеса, а о возможностях властных структур и их представителей влиять на предпринимательскую деятельность, а зачастую — диктовать свою волю. При этом главным инструментом конкурентной борьбы для pqc- сийского предпринимательства становится поиск «покровительства» во стороны органов власти и ее представителей. Но подобное положение практически исключает использование различных нововведений для успешной деятельности.
Такая
ситуация была исторически характерна
для российской экономики. На всевластие
чиновника как важнейший
Мы имеем в виду огосударствление отношений присвоения, формирующее фундаментальное неравенство во взаимодействии предпринимателя и государства. Последнее в лице своих представителей в любой момент может лишить собственников возможности присваивать доход от принадлежащего им капитала. В результате экономический интерес предпринимателя направлен не на структурное и технологическое развитие, требующее долгосрочных вложений в материальную базу предпринимательской деятельности и человеческий капитал, а на максимизацию немедленного результата.
Деформация отношений присвоения, порожденная их огосударствлением, ведет к деформации распределительных отношений, проявляющейся в исторически сложившейся дешевизне рабочей силы в России. Поэтому, несмотря на высокие темпы экономического роста, в стране широко распространена относительная бедность населения.
Формально в 2000—2009 гг. доля населения, имеющего доходы не выше прожиточного минимума, сократилась с 29 до 13,1%. Однако в 2000 г. величина прожиточного минимума равнялась 53% среднедушевых доходов, а в 2009 г. — V3. Доля населения, имеющего доходы в 2009 г. менее половины среднедушевых, как и в 2008 г., осталась на уровне 2000 г.14
Как показывают расчеты ИСЭПН РАН15, при сохранении нынешней системы распределительных отношений дальнейший рост национального богатства не приведет к снижению относительного уровня бедности; более того, не удастся преодолеть тенденцию к нарастанию чрезмерного социально-экономического неравенства. При этом более 2/3 общего количества малоимущих и крайне бедных занято в экономике. Однако еще И. Т. Посошков отмечал, что «не дачей полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножиться доброму художеству не допускают»16. Памятуя, что в его времена «добрым художеством» называли промышленную (ремесленническую) деятельность, можно сказать, что именно он заложил основу современного понимания связи человеческого капитала с инновационным типом экономического роста.
На преодоление огосударствления отношений присвоения были, по существу, направлены экономические реформы П. А. Столыпина. Оно было доведено до абсолюта в советской системе хозяйствования. Вместе с тем первая же попытка «вывести» предпринимателей из системы тотального огосударствления «военного коммунизма» — переход в начале 1920-х годов к нэпу — дала быстрый эффект: для восстановления докризисного уровня (1913 г.) производства сельскохозяйственной продукции (сократившегося на 2/3) потребовалось четыре года, а промышленной (сократившегося в пять раз) — шесть лет.
Однако
«независимость»
Поэтому главная задача радикальной экономической реформы, провозглашенной на Всесоюзной научно-практической конференции в ноябре 1989 г.17, виделась в разгосударствлении экономики. На практике под лозунгом разгосударствления реализовали примитивный подход к обновлению отношений собственности — «обвальную» приватизацию, породившую проблему «неэффективного» (в народнохозяйственном смысле) собственника18.
Дело в том, что приватизация не тождественна разгосударствлению. Отношения собственности гораздо сложнее, чем ее юридические формы, простой сменой которых невозможно преобразовать их политико-экономическое содержание. Как отмечал В. С. Соловьев, эта категория «более принадлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных. Уже это обстоятельство ясно показывает, как ошибочно стремление обособить экономические явления в совершенно самостоятельную и себедовлеющую сферу»19!
В основе нынешнего огосударствления российской экономической жизни лежит недостаточная легитимность сложившихся отношений собственности на средства и результаты производства, предопределенная механизмами приватизации госсобственности в 1990-е годы. Еще в начале XX в. В. В. Розанов писал: «В России вся собственность выросла из „выпросил", или „подарил", или кого-нибудь „обобрал". Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается»20. В результате любые действия государства (его представителей), направленные на ограничение «предпринимательских свобод», даже если они противоречат действующему законодательству, получают поддержку в массовом сознании. Этим обусловлено глубокое расхождение между правом и правоприменительной практикой в экономической жизни российского общества.
Иное
дело, если общественное сознание признает
сложившиеся отношения
Проблема социальной справедливости интересует людей не меньше, чем экономическая результативность или соображения формального права. Умение сочетать частный предпринимательский интерес с неформальными общественными нормами характеризует социально ответственного предпринимателя, легитимируя его собственность.
Таким
образом, стратегическим направлением
институциональных
Движущие силы стратегии
Действия предпринимателей, направленные на легитимацию собственности, вряд ли могут осуществляться стихийно по мере постепенного осознания своего стратегического интереса. Как показывает исторический опыт, единственно надежный механизм таких изменений — действие нерыночных институтов гражданского общества. Именно они способны ограничивать эгоистические интересы предпринимателей, с одной стороны, и постоянное стремление государства к избыточному присутствию в экономике — с другой. В странах с социально ориентированной экономикой эти институты образуют важнейший элемент механизма регулирования экономической жизни.
К сожалению, говорить об успешном становлении гражданского общества в России не приходится. В результате сохраняются деформации экономической жизни, ее огосударствление в новых формах, квазирыночный характер экономических отношений, отсутствует социальная консолидация. В течение длительного времени в России действовали государственные механизмы подавления индивидуальной гражданской активности. В советский период были разрушены институты гражданского общества, которые формировались на всем протяжении истории России, отражая ее цивилизационную специфику; взамен активно насаждались институты, имеющие квазиобщественный характер.
После 1991 г. действия по развитию институтов гражданского общества, в том числе со стороны государства, далеко не всегда были направлены на восстановление исторической преемственности, а иногда прямо противоречили этой задаче. Отметим, что сами институты гражданского общества возникают как результат изменений в мышлении и поведении их субъектов — людей. Нельзя отождествлять политику формирования институциональной системы гражданского общества с системой государственных мероприятий, ориентированных на создание различных негосударственных (общественных) структур. Скорее задача государства, здесь должна заключаться в создании социально- экономической и политической атмосферы, при которой устраняются различные препоны для реализации индивидуальной общественной активности граждан, создания ими соответствующей материальной (экономической) базы.