Пайщик — социальная основа потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, потребительское общество создается на средства пайщиков для удовлетворения их потребностей при обязательной экономической выгоде.

Целью моей курсовой работы является выявление экономической роли пайщика и роли пайщика в управлении. Доказательство того, что пайщик действительно является социальной основой потребительской кооперации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ……………………………………….5

Понятие пайщики, их права и обязанности…………………...5

Причины снижения численности пайщиков…………………10

Роль пайщиков в управлении………………………………...13

ГЛАВА 2. ПАЙЩИК — СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ…………………………………………………………...18

2.1 Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества………………………………………….…..18

2.2 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества……………………………………………...27

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ…..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………37.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 41.docx

— 54.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Стимулирование  пайщиков за участие в деятельности  потребительского общества 
 
Пайщики должны активно участвовать в работе органов управления и контроля потребительского общества. Это является обязанностью их как членов потребительского общества.  
 
Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании. 
 
Для стимулирования пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля, в потребительских обществах создается фонд стимулирования пайщиков потребительского общества. 
 
Средства фонда стимулирования пайщиков используются на поощрение членов потребительских обществ, не являющихся работниками потребительской кооперации, а так же членов советов, членов ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля, уполномоченных потребительских обществ и других пайщиков, активно участвующих в органах управления и контроля. 
 
Эффективная социально-экономическая деятельность потребительского общества обеспечивается трудом работников аппарата управления (руководителей, специалистов) и работников массовых профессий. 
 
В настоящее время работниками потребительской кооперации в основном являются пайщики.  
 
Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий. 
 
Стимулирование пайщиков за активное участие в органах управления и контроля и за эффективный труд способствует: во-первых, повышению активности пайщиков в управлении и развитию демократии в потребительских обществах и их союзах; во-вторых, повышению производительности и качества труда работников потребительских обществ; в-третьих, совершенствованию социально-экономической деятельности потребительских обществ. 
 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ 
 
Численность пайщиков постоянно снижается. Тревогу вызывает то, что темпы сокращения пайщиков нарастают. При таких темпах, даже если они не будут возрастать, через 8-9 лет в потребительской кооперации не останется ни одного пайщика, и она переродится в другую организационно-правовую форму. Нужны срочные меры по стабилизации численности пайщиков и привлечению в потребительскую кооперацию новых членов, а это можно сделать только на основе экономической заинтересованности населения. 
 
С этой целью можно рекомендовать систему социально-экономических мер. Главным, наиболее эффективным является более высокое качество обслуживания и более высокое качество обслуживания и более низкие цены на все товары и услуги. Но даже если цены в магазинах потребительской кооперации будут выше чем у конкурентов, то кооперативные выплаты должны быть заметно больше, чем проигрыш пайщиков при покупках дорогих товаров. Расчеты в этом случае весьма простые: цены в кооперативных магазинах на товары повседневного спроса выше, например на 10%, кооперативные должны составлять 12-15% от суммы, затраченной пайщиком на покупку товаров.  
 
Наряду с этим для привлечения пайщиков следует использовать и такой рычаг, как кооперативные выплаты, обращая внимание не только на совершенствование форм выплат и техники расчетов, а на сумму, которую реально повышает пайщик. Но для увеличения кооперативных выплат требуется вести всю деятельность эффективно, получать прибыль, а не убытки, помня, что эти убытки возмещают по закону не работники, допустившие убытки, а пайщики, не виновные в плохой работе наемных работников.  
 
В качестве льгот могут рассматриваться и долговременные договорные отношения пайщиков с потребительским обществом по закупкам продукции по стабильным, возможно, более высоким ценам, чем при закупках у прочего населения. При приеме на работу, заказам надомникам, преимущество также должно быть у пайщиков. 
 
Вторая проблема заключается в отношениях между пайщиками, которые являются работниками потребительской кооперации и пайщиками не работающими в кооперативных организациях.  
 
Если потребительское общество создают только его работники, то это общество является производственным кооперативом, а не потребительским, действует на основе другого законодательства и не пользуется льготами потребительской кооперации. 
 
Законодательством предусмотрена дополнительная защита прав пайщиков, не являющихся работниками потребительской кооперации. В составе совета потребительского общества, который является органом управления потребительского общества, и представляет интересы пайщиков потребительского общества, защищает их права, не менее 50% членов должны быть пайщики — не работники.  
 
Однако в практической деятельности существует явный перекос в сторону пайщиков-работников. Они регулярно участвуют в проводимых конференциях, семинарах, их награждают грамотами, знаками, выдают премии. Из них формируется большая часть уполномоченных, представителей, которые в дальнейшем избирают все вышестоящие органы управления кооперацией. 
 
В намечаемых на будущее всероссийских, региональных и территориальных научно-практических конференциях следовало бы предусмотреть вопросы активизации работы с пайщиками как фундаменте и социальной базе потребительской кооперации. Особое внимание следовало бы уделить пайщикам – не работникам системы, так как они составляют преобладающее большинство в общей численности пайщиков. 
 
Внимания, как правило, лишены пайщики — не работники системы. Сегодня нет информации о демографической, социальной, экономической структуре пайщиков, об их индивидуальном вкладе или участии (экономическом, общественном, социальном) в хозяйственной деятельности, в реализации социальной миссии.  
 
Активизируя работу с пайщиками – не работниками, повышая их экономическую, социальную и моральную заинтересованность в членстве в потребительском сообществе можно и нужно расширить социальную базу для привлечения в пайщики некооперированного населения.  
 
К числу первоочередных задач по усилению внимания к пайщикам – не работникам следовало бы отнести: 
 
1. Учреждение нагрудных знаков: 
 
«Почетный пайщик потребительской кооперации России»; 
 
«За активное участие в работе потребительской кооперации России»; 
 
За возрождение духовности и благотворительность». 
 
Знаки могут быть различного достоинства в зависимости от стажа членства в потребительском обществе и реального вклада в развитие кооперативного движения в масштабе России, региона, области, края, республики, района, потребительского общества. 
 
2. Перерегистрацию пайщиков и затем их всероссийская перепись по формам, позволяющим иметь их полную экономическую, социальную и демографическую характеристику. Для автоматизации учета пайщиков, их общественной активности и экономического участия в жизни кооператива, включая кооперативные выплаты, заемные средства, учеными СибУПК разработаны и прошли практическую апробацию программы для персональных компьютеров, которые могут использоваться всеми потребительскими обществами. 
 
3. Привлечение пайщиков – не работников к проводимым Центросоюзом РФ, потребительскими обществами и их союзами мероприятиям. Планировать работу по повышению их активности, материальной и моральной заинтересованности в развитии и улучшении деятельности потребительского общества. 
 
4. Информирование некооперированного населения о преимуществах пайщиков, распространение кооперативной идеологии, культуры среди всего населения, содействие созданию различных рекламных материалов о деятельности потребительского общества, потребительской кооперации в целом, о новых видах и направлениях деятельности, возможностях создания новых кооперативов, поддержке местных промыслов, умельцев, индивидуальных мастеров, возрождение забытых производств. 
 
5. Полноценное представление пайщиков – не работников во всех органах управления потребительской кооперацией. Среди представителей (уполномоченных) всех уровней не менее 50% должны быть пайщики — не работники. 
 
Собрания пайщиков, их уполномоченных и представителей всех уровней следует считать правомочными, если в их составе не менее 50% присутствующих уполномоченных (представителей) являются пайщиками – не работниками. Справедливее было бы их пропорциональное участие в представительных органах управления в соответствии с численностью этой категории пайщиков. 
 
При всей неоднозначности поставленных вопросов они, на наш взгляд, заслуживают внимания и должны стать предметом обсуждения на разных уровнях. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Подробно изучив тему «Пайщик — Социальная основа потребительской кооперации». Можно сказать, что пайщики действительно являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации. 
 
Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками. 
 
В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков. 
 
Экономическое участие пайщиков требует рассмотрения многих проблем. Таких как: виды экономического участия, размер паевого взноса, формирование паевого капитала (паевого фонда), компенсация на паевой капитал, распределение прибыли, отношения собственности, бонус (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользование ресурсами кооператива в личных целях, объем ответственности и компетенция, участие в управлении, эффективность деятельности потребительского общества и другие.  
 
Центральная проблема – разработать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики, во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива, во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и дикорастущие только своему кооперативу, в-третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность этой организации. 
 
Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества: 
 
покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества; 
 
вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества; 
 
поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохояйственную и другую продукцию. 
 
Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях – торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др. 
 
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов. 
 
Пайщики как совместные владельцы потребительского общества участвуют в принятии управленческих решений и контролируют финансовую и хозяйственную деятельность общества. Поскольку эта работа осуществляется на общественных началах, то она нуждается в материальном стимулировании. 
 
Стимулирование труда пайщиков-работников в основных отраслях хозяйственной деятельности потребительского общества осуществляется путем увеличения заработной платы, поощрений и дополнительных выплат за эффективный труд. В каждом потребительском обществе разрабатываются положения по стимулированию работников административно-управленческого аппарата и работников торговых, заготовительных, производственных и других предприятий. 
 
Численность пайщиков постоянно снижается. Тревогу вызывает то, что темпы сокращения пайщиков нарастают. При таких темпах, даже если они не будут возрастать, через 8-9 лет в потребительской кооперации не останется ни одного пайщика, и она переродится в другую организационно-правовую форму. Нужны срочные меры по стабилизации численности пайщиков и привлечению в потребительскую кооперацию новых членов, а это можно сделать только на основе экономической заинтересованности населения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
 
Конституция Российской Федерации. Прин. Всенародным голосованием 12.12.1993 
 
Закон Российской Федерации от 11.07.1997 №97 – ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002 №31- ФЗ).  
 
Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». 
 
Бернвальд А.Р. Пайщик – фундамент и социальная база потребительской кооперации// Вестник «Центросоюз Российской Федерации».-2004-№2.-С 10 
 
Статистические сведения на 2008-2012 гг., представленные Центросоюзом РФ на 134-м общем Собрании представителей потребительских обществ России (без учета численности пайщиков Тюменского, Красноярского и Новосибирского потребсоюзов, объемов деятельности Тюменьского и Красноярского потребсоюзов); статистические данные за 2004 г. без учета численности пайщиков и объемов деятельности Новосибирского потребсоюза.// Сравнительная характеристика основных показателей социально-экономической деятельности потребсоюзов России за 2004-2008гг. и по программе на 2008-2012гг.// Сибирская кооперация.-№5(41). 
 
Наговицина Л.П. //Концепция развития ПК до 2010г.С 22 
 
Сипко Л.А. Наговицина Л.П.// Актуальные проблемы ПК.-С 44 
 
Сипко Л.А.// Основа Совершенствования зкономических отношений ПК: в условиях формирования рыночной экономики на селе. С 44. 
 
Теплова Л.Е.// Основы потребительской кооперации.-2005г. С 83

 


Информация о работе Пайщик — социальная основа потребительской кооперации