Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:51, реферат
Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
- выдача кредитов развивающимся странам
- реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Введение
1. Парижский клуб
1.1 Основные принципы работы Парижского клуба
1.2 Условие погашения для должников
1.3 Равномерное распределение долгов
1.4 Критика Парижского клуба
2. Лондонский клуб
2.1 Организация деятельности Лондонского клуба
2.2 История создания Лондонского клуба
2.3 Принципы Лондонского клуба
2.4 История взаимоотношений России с Лондонским клубом
Заключение
Список используемых источников
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В ГОРОДЕ МОЖГЕ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Мировая экономика»
На тему: «Парижский и Лондонский клубы кредиторов»
Выполнила:
ГР.ФО (МЖ)-080502-31(К)
Проверил:
Введение
1. Парижский клуб
1.1 Основные принципы работы Парижского клуба
1.2 Условие погашения для должников
1.3 Равномерное распределение долгов
1.4 Критика Парижского клуба
2. Лондонский клуб
2.1 Организация деятельности
2.2 История создания Лондонского клуба
2.3 Принципы Лондонского клуба
2.4 История взаимоотношений
Заключение
Список используемых источников
Введение
Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
- выдача кредитов развивающимся странам
- реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного
членства, поэтому любое государство-
1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.
2. Проведение должником
определенной экономической
3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.
Главная идея деятельности
Парижского клуба - проявлять заботу
о наиболее бедных странах, имеющих
явно безнадежную внешнюю
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур по пересмотру долга.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
Парижский
клуб — неофициальная межправительственная
организация индустриально развитых стран-кредиторов,
инициатором создания которого выступила
Франция. Объединение было создано в 1956
году, когда Аргентина согласилась встретиться
со своими кредиторами в Париже.
Главная задача,
которую решает Парижский клуб в настоящее
время — реструктуризация задолженности
развивающихся стран.
С 1956 по 2009 год в рамках Парижского
клуба было достигнуто 408 соглашений с
86 различными странами-должниками.
Общая сумма
урегулированного внешнего государственного
долга различных стран составила 513 млрд.
долларов США.
Отличие Парижского клуба
от Лондонского клуба состоит в том, что
он занимается урегулированием государственного
долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами,
в то время как Лондонский клуб рассматривает
вопросы урегулирования долга перед частными
банками-кредиторами.
Членство в Парижском клубе
предполагает постоянный обмен информацией
между кредиторами о задолженности и ходе
ее погашения.
Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Главная идея
деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее
бедных странах, имеющих явно безнадежную
внешнюю задолженность. Общественное
мнение вполне поддерживает списание
беднейшим странам части долгов. Еще в
декабре 1994 года Парижский клуб решил,
что в отдельных случаях может быть списано
до 67 % долга той или иной страны. В феврале
1995 года Уганда стала первой страной, получившей
такую скидку. Сейчас максимальная скидка
увеличена до 80 %. Максимальная
скидка предоставляется не всем. Для
этого должнику нужно не
только быть бедным, но
и активно проводить рыночные реформы.
В 1995 году Россия вступила
в Парижский клуб в качестве кредитора.
Членство в Парижском клубе имеет для
России неоспоримые преимущества. Развивающиеся
страны Парижский клуб чрезвычайно уважают.
Только Парижский клуб может при желании
списать сколько угодно долгов и выдавать
сколько угодно кредитов. И поэтому именно
от него в наибольшей степени зависит
экономическая политика развивающихся
стран.
Так что, вступив в Парижский
клуб, Россия, прежде всего, получила реальную
возможность влиять на мировую экономику:
· Во-первых, контролировать
экономическую политику развивающихся
и постсоциалистических стран, задолжавших
клубу.
· Во-вторых, на равных
разговаривать с МВФ. Вступление в клуб
позволит России повысить свой кредитный
рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.
В настоящее время Россия
уже погасила всю свою задолженность перед
странами Парижского клуба, и наступит
время, когда отношения между Россией
и лидерами мировой экономики будут носить
партнерский характер.
Несмотря на то, что
Парижский клуб не имеет строго формализованного
статуса, то есть является неформальной
организацией, его деятельность базируется
на определённых правилах и принципах.
В своей работе Парижский
клуб руководствуется тремя основными
принципами:
· наличие непосредственной
угрозы прекращения платежей
· обусловленность реструктуризации
долга обязательством должника проводить
определенную экономическую политику
· равномерное распределение
бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа — это
условия, которые страна-должник обязана
выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре
старых условий погашения кредита может
быть рассмотрен Парижским клубом. Третий
принцип относится к позиции кредиторов
и не является обязательным.
1. Наличие непосредственной
угрозы прекращения платежей по погашению
задолженности.
Для того чтобы условия погашения
кредита могли быть пересмотрены, должнику
следует доказать, что без этого он не
в состоянии выполнить свои обязательства
по выплате внешнего долга. Как правило,
наличие крупных задолженностей по платежам
в погашение внешних кредитов является
для Парижского клуба достаточным доказательством
того, что эти платежи вскоре будут прекращены.
Кроме того, Парижский клуб может проанализировать
степень серьезности проблем данной страны
с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного
баланса страны на будущий год.
Такие договорные обязательства
по платежам, как правило, относятся к
кредитам или особым финансовым условиям,
предоставленным либо непосредственно
правительству страны-должника, либо его
уполномоченным учреждениям и ведомствам
(долг государственного сектора), либо
частным юридическим лицам, если они поместили
сумму в местной валюте, равную сумме задолженности,
в отечественный коммерческий банк или
в центральный банк данной строены, и перевод
средств иностранному кредитору в
конвертируемой валюте не
был осуществлен из-за нехватки
иностранной валюты.
Неспособность частного должника
привлечь достаточные средства в национальной
валюте для приобретения необходимой
суммы в иностранной валюте (чтобы потом
выплатить долг иностранному кредитору)
не считается наличием непосредственной
угрозы прекращения выплат по погашению
задолженности. Такая ситуация представляет
собой реализацию коммерческого риска
и не влечет никакой ответственности со
стороны государства.
1.2 Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения
задолженности путем отсрочки платежей
направлено на то, чтобы должнику восстановить
кредитоспособность через осуществление
всеобъемлющих реформ и преобразований.
Поэтому государства- кредиторы идут на
пересмотр графиков погашения задолженностей
лишь при условии принятия странами-должниками
программ макроэкономических преобразований,
финансируемых при помощи дополнительных
ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы
придают большое значение. Обычно, в согласованном
протоколе о пересмотре условий погашения
задолженности содержится такое замечание:
«Положения настоящего протокола сохраняют
силу до тех пор, пока Республика Х имеет
договоренность с Международным валютным
фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих
финансовые трудности, зачастую накапливаются
большие суммы неплатежей
по погашению задолженности не
только перед официальными
и частными кредиторами, но и перед МВФ.
Устав МВФ запрещает предоставлять
таким странам новые кредиты
и ссуды и, следовательно, заключать с
ними соответствующие дополнительные
договоренности. А это, в свою очередь,
лишает страны-кредиторы Парижского
клуба возможности урегулировать
финансовые отношения с такими странами.
Чтобы вырваться из этого заколдованного
круга, Парижский клуб разработал специальную
стратегию, согласно которой страна-должник
должна осуществлять программу макроэкономических
преобразований в соответствии с требованиями,
которые предъявляются к получателям
дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного
внедрения такой программы страна постепенно
завоевывает право на получение финансовой
помощи Фонда. И тогда эти права используются
для погашения имеющихся задолженностей.
Обусловленность
кредитов обязательствам должников проводить
определенную экономическую политику
не является строгим юридическим термином.
Определения этого принципа нет даже в
Договорах о Международном валютном фонде
и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники
утверждают, что обусловленность
кредитов МВФ обязательством проводить
определенную экономическую политику
лишь усугубляет экономические трудности.
План преобразований МВФ, который
излагается в письме-обязательстве страны-
заемщика, включает в себя, как правило,
следующие требования:
Однако в практическом плане
программы преобразований МВФ связаны
с сокращением расходов на социальные
нужды (образование, здравоохранение и
т.п.) и отменой государственных дотаций
на производство продуктов питания
и других товаров и услуг первой
необходимости. Выполнение таких
программ во многих случаях приводило
к беспорядкам и политической нестабильности,
так что при осуществлении подобных
планов стабилизации правительство
страны- должника нередко вынужденно прибегать
к репрессивным мерам против народа.
Бывают и исключения из этого
правила: если страна-должник не является
членом МВФ, она обсуждает необходимые
преобразования непосредственно с кредиторами.
Как правило, страны-кредиторы направляют
в эту страну группу экспертом для оценки,
реальной экономической обстановки. Такие
группы были направлены в 1994 году в Польшу
и Мозамбик до того, как эти государства
вступили в МВФ. Такой же подход был принят
и в отношении Кубы, а эта страна не является
членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают,
что страны- должники неохотно идут на
такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский
клуб не в состоянии предоставить новые
кредиты в качестве стимула к проведению
экономических реформ.
Данное правило называют
еще принципом равных условий. Оно обеспечивает
равномерное распределение среди кредиторов
бремени проблем, связанных с пересмотром
условий погашения долговых обязательств.
В целях упрощения этой работы
кредиторы Парижского клуба, как правило,
договариваются о том, что для всех кредитов,
предоставленных данной стране
до определенного срока, будет установлен
один и тот же льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется
и на кредиторов, не участвующих в переговорах
в рамках Парижского клуба. Официальные
кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые
Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед
другими категориями кредиторов. Поэтому
в протоколе о пересмотре условий погашения
задолженностей содержится требование
в адрес страны-должника о необходимости
добиваться аналогичных уступок по условиям
погашения внешних задолженностей и от
других кредиторов. Соответствующее положение
протокола гласит: «В целях обеспечения
равных условна для государств-кредиторов
от частных кредиторов, правительство
Республики «икс» обязуется добиваться
от иностранных кредиторов, в том числе
от банков и фирм-поставщиков, отсрочек
и условий рефинансирования аналогичных
изложенным в настоящем протоколе в отношении
кредитов с аналогичным сроком погашения,
чтобы не допустить возникновения неравных
условии для различных категории кредиторов».
Переговоры в Парижском
клубе не требуют больших затрат, однако
для представителей стран-должников эта
процедура унизительна и неприятна. Как
правило, переговоры в Парижском клубе
завершаются в течение одного дня, но иногда
бывают более продолжительными. Самые
короткие за всю историю клуба переговоры
были в октябре 1983 г., когда для достижения
договоренностей с делегацией Малави
потребовался всего один час.