Реферат
Переход России к
рыночной экономике
План
Введение……………………………………………………………………...стр.
3
Причины краха командно-административной
экономики……………...стр. 4-5
Переход России к рыночной экономике………………………………….стр.
5-9
Экономическая политика России
в наши дни………………………….стр. 9-10
Заключение…………………………………………………………………стр.
10
Список литературы………………………………………………………....стр.
11
Введение
В этой работе я хочу рассмотреть причины краха командно-административной
экономики в конце
80-х – начале 90-х гг., и возникшие в связи
с этим теории перехода к рыночным отношениям
в нашей стране в 90-х гг. XX века. После этого я рассмотрю,
экономическую политику России в наши
дни. Попыталась установить черты предполагаемого
развития России в будущем, возникающие
при этом развитие и рост производства,
причем не только количественное, но и
качественное, и, конечно же, рост уровня
жизни населения нашей страны.
Причины
краха командно-административной экономики
В XX в. на протяжении нескольких десятилетий
в России и других странах бывшего СССР,
а также в ряде стран Восточной Европы
и Азии существовала командно-административная
система хозяйствования. Эта экономическая
система была основана на социалистической
доктрине, предполагающей, во-первых, искоренение
неравенства, во-вторых, — сознательное
регулирование жизни общества и каждого
человека в отдельности со стороны неких
верховных органов общества.
Командно-административная система —
это такая форма организации экономической
деятельности, при которой материальные
ресурсы находятся в государственной
собственности, а координация хозяйственной
жизни происходит путем централизованного
директивного планирования. Управление
обществом осуществляется в основном
административными методами. До предприятий
из единого центра доводят планы работ,
выполнение их жестко контролируется.
Господствует уравнительное, внеэкономическое
распределение материальных благ.
Командно-административной системе были
присущи следующие характерные черты:
- тотальное огосударствление народного
хозяйства, означающее, что только государство
является собственником материальных
ресурсов, и только оно может принимать
экономические решения.
- отсутствие реальной системы товарных
отношений: развитой системы банков, рынка
труда, формальное действие основных категорий
рынка, отсутствие ценовых индикаторов
и т. д.;
- социальное иждивенчество — когда многие
предприятия и члены общества, по сути
дела, существуют посредством перераспределения
прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;
- всеобщий дефицит товаров и услуг, их
повсеместное рационирование;
- подавленная инфляция и скрытая безработица;
- закрытость экономики по отношению к
западным странам
Советская экономика к середине
80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием
возможностей наращивания производства
за счет дополнительного вовлечения природных,
трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х
гг. наступает системный кризис и, по сути
дела, происходит крах советской экономики. Назрела необходимость глубоких
реформ, перехода к современной рыночной
системе.
Таблица. Соотношение роста промышленного
производства и роста цен в 1990 году
|
1990 г. |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Цены |
100 |
183 |
217 |
252 |
264 |
Промышленное производство |
100 |
95 |
92,6 |
93,2 |
93,8 |
Переход России к рыночной экономике
Со 2 января 1992 г Россия начала
переход к рыночной модели национальной
экономики.
В результате этого изменилась
не только национальная экономика, но
и политическая, государственная, социальная
системы.
Распад СССР повлек за собой существенные
геополитические изменения, разрушение
существовавших экономических связей
привело к глубокому кризису не только
российской экономики, но и экономик стран,
входивших в состав СССР.
Причины перехода России к рыночной
модели экономики:
тотальное государственное регулирование экономики,
официальное отсутствие рыночных
отношений существовало одновременно
с развитой теневой экономикой;
существование нерыночной экономики
в течение большого промежутка времени,
что привело к ослаблению экономической
активности населения, а также ориентации
на принятие решений государством, т. е.
необоснованному преувеличению тотальной
социальной функции государства;
перекос отраслевой структуры
национальной экономики в сторону доминантной
позиции военно-промышленного комплекса
(ВПК). Одновременно с этим было снижено
значение легкой промышленности, а также
отраслей, которые непосредственным образом
обеспечивают качество жизни населения;
отсутствие конкурентной способности
товаров, произведенных в сфере национальной
экономики, на уровне мировой экономики
Переходная экономика
— особое состояние в эволюции экономики,
когда она функционирует в период перехода
от одной экономической системы к другой.
Здесь происходят изменения не внутри
устоявшейся системы, а переход от одной
системы организации хозяйства к другой.
Изменениям подвергалось
все: отношения собственности, способ
распределения ресурсов, мотивация, цели
и средства экономического развития, ценностные
ориентации населении, экономические
и социальные институты.
Характерные черты переходного
переода:
- изменчивость и неустойчивость
- появление особых переходных
экономических форм, в частности, многоукладности
- особый характер противоречий
нового и старого
- историчность переходной
экономики
Ряд изменений переходного
периода для всех стран носит неизбежный
характер и выступает как закономерности:
- Либерализация экономических
отношений — отмена государственной монополии
на хозяйственную деятельность, переход
к конкурентным рыночным отношениям, формирование
цен в основном в соответствии со спросом
и предложением, образование рынков факторов
производства, раскрепощение предпринимательства,
создание равных возможностей для деловой
активности экономических субъектов.
- Институциональные
преобразования — принятие адекватного
рыночным условиям хозяйственного законодательства,
изменяющего отношения собственности
путем приватизация и формальные и неформальные
условия хозяйственной деятельности,
возникновение новых субъектов хозяйственной
деятельности (коммерческие банки, товарные
и фондовые биржи, инвестиционные фонды
и т. д.).
- Структурные преобразования
— устранение диспропорций в отраслевой
структуре народного хозяйства, развитие
производства продукции, пользующейся
спросом на внутреннем и внешнем рынках.
- Макроэкономическая
стабилизация — сдерживание инфляции;
поддержание высокого уровня занятости;
сохранение высоких темпов роста (не менее
5—7 % в год); гарантирование справедливого
распределения доходов и собственности;
создание необходимой инфраструктуры;
достижение сбалансированности государственного
бюджета и т. д.
В переходной экономике
должны быть созданы такие экономические
отношения и механизмы, которые ориентировали
бы все хозяйственные субъекты не столько
на наращивание объемов производства,
сколько на повышения уровня качества
жизни населения.
Ключевым моментом рыночных
преобразований в экономике РФ стало коренное
изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской
деятельности в стране происходят следующие
глубокие качественные сдвиги:
Широкомасштабные процессы
приватизации и разгосударствления собственности.
Акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов.
Формирование «среднего класса»
собственников.
Повышение степени открытости
хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических
связей национальной экономики РФ с хозяйственными
системами стран ближнего и дальнего зарубежья.
Создание объектов смешанной
экономики — совместных предприятий (СП)
и повышение их доли в итоговых результатах
деятельности национальной экономики
РФ.
Рост числа и масштабов деятельности
в национальном хозяйстве РФ предприятий,
являющихся исключительной собственностью
иностранных физических и юридических
лиц.
Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.
Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.
Включение РФ в различного рода
международные союзы и соглашения на правах
полноправного их члена. Например, во Всемирную
торговую организацию, большую «восьмерку»,
Черноморское экономическое сотрудничество
и т. д.
За период с начала
реформирования, с 90-х гг. прошлого века,
наша экономическая система фактически
обрела рыночную атрибутику и в этом смысле
уже не является переходной. Подавляющая
часть валового внутреннего продукта
производится в негосударственном секторе
экономики. Россия получила официальный
статус страны с рыночной экономикой.
Но функционирование рыночных институтов
в российской экономике еще не отвечает
современным требованиям к организации
национального хозяйства. Институционально
несовершенная рыночная экономика требует
своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года поставил
задачу перевода рыночных отношений в
цивилизованное русло.
Этот процесс нацелен:
а) на достижение экономического
роста, высокой конкурентоспособности
на основе формирования конкурентной
среды и структурной перестройки экономики;
б) на создание эффективной
правовой системы (прежде всего в сфере
обеспечения экономической свободы и
защиты предпринимательской деятельности);
в) на формирование
открытой экономики
Создание конкурентной
среды требует необходимых предпосылок:
- рассредоточение рыночной
власти;
- многообразие предпринимательских
образований;
- государственная поддержка
предпринимательства;
- эффективное информационное
обеспечение и доступность технологий;
- подготовка и переподготовка
кадров,
- изменение у них мотивационных
ориентиров в сторону психологии рыночного
типа
Конкурентоспособность
— относительно новое понятие для российской
действительности, означающее способность
хозяйствующих субъектов противостоять
на рынке конкурентам своими более качественными
и дешевыми товарами и услугами внутри
национальной экономики и за ее пределами.
В рейтинге конкурентоспособности
59 стран мира Россия занимает пока 55-е
место. Среди российских предприятий 34%
считают себя конкурентоспособными на
внутреннем рынке страны и только 7 % —
на международном рынке.
Формирование эффективной
рыночной экономики предполагает ее структурную
перестройку. Она представляет собой совокупность
мер, направленных на перераспределение
ресурсного потенциала для развития и
качественного обновления экономического
роста. Преобразовательные процессы призваны
воздействовать одновременно на несколько
уровней экономики: отраслевую, региональную,
технологическую, организационно-управленческую,
социальную. Конечная цель структурной
перестройки экономики — достижение оптимальной
структуры, соответствующей общественным
потребностям.
Ключевым аспектом
структурной перестройки является поддержка
тех областей национальной экономики,
которые могут быть носителями экономического
роста в масштабе мирового рынка. Необходима не просто
структурная перестройка под влиянием
рыночных процессов, а структурная адаптация
к мировому хозяйству и выработка мер
по повышению конкурентоспособности отечественных
предприятий.
Структурная перестройка
особенно необходима России. Пока что
в стране преобладают сырьевые, добывающие
отрасли. В ближайшей перспективе возможности
роста будут ограничиваться в силу, прежде
всего, устаревшей материально-технической
базы промышленности и низкого уровня
инвестиций. Не случайно в настоящее время
в России в среднем по отраслям совокупная
производительность составляет 25 % по
сравнению с западными компаниями, Энергоемкость
производства в 4 раза выше. Срок службы
оборудования в 2,5 раза превышает нормативы,
более двух третей основных фондов устарело.