Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:25, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.
Введение
1. Роль, функции и виды доходов бюджетов
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы государственного бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ
3. Перспективы развития государственных доходов на 2010 год
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы
В самых крайних случаях
государство может использовать
и такой метод, как дополнительная
эмиссия денег. Однако этот способ имеет
крайне негативные последствия, поэтому
государство старается его
На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы включали:
1. Налоги на прибыль
(доход), прирост капитала — налог
на прибыль организаций,
2. Налоги на товары
и услуги, лицензионные и
3. Налоги на совокупный
доход — единый налог для
юридических лиц; единый налог
для физических лиц; единый
налог на вмененный доход для
определенных видов
4. Налоги на имущество
— налог на имущество
5. Платежи за пользование
природными ресурсами –
6. Налоги на внешнюю
торговлю и
7. Прочие налоги, пошлины и сборы — государственные пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др.
Неналоговые доходы бюджетов включали:
1. Доходы от имущества,
находящегося в
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в
аренду имущества,
- арендная плата за
земли сельскохозяйственного и
несельскохозяйственного
- доходы от сдачи в
аренду недвижимого имущества,
закрепленного за
- проценты, полученные от
размещения в банках и
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- перечисление прибыли Центрального банка РФ:
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
(консульский сбор, плата
за выдаваемые паспорта, плата
за информацию, плата за опробование
и клеймение изделий из
- доходы от реализации
соглашений о разделе
- доходы от продажи
квартир, государственных
- доходы от распоряжения
принадлежащими РФ правами на
результаты научно-
2. Доходы от продажи
земли и нематериальных
3. Поступления капитальных
трансфертов из
4. Административные платежи и сборы.
5. Штрафные санкции, возмещение
ущерба — административные
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.
С принятием в конце 2004
г. новой бюджетной классификации
в настоящее время
В новой бюджетной классификации
РФ не сохранилось деления доходов
на налоговые и неналоговые
В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и тому подобное, безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Указанная общая классификация доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета до 2005 г. включали:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- доходы целевых бюджетных фондов.
Первая и основная часть
доходов федерального бюджета —
это налоговые доходы, которые
в настоящее время составляют
более 95% всех доходов федерального
бюджета. Причем доля налоговых доходов
за период с 1998 по 2006 г. неуклонно росла.
За последние годы существенно сокращались
неналоговые доходы. Если в 1998 г. неналоговые
доходы составляли 7,8% всех доходов
федерального бюджета, то в 2002 г. — только
4,9%. В 2003 и 2004 гг. они немного выросли,
но затем опять стали снижаться.
В 2005 г. неналоговые доходы составили
всего 5,3% от всех доходов федерального
бюджета. В 2006 г. планируется их доля
на уровне всего 3,7%. Такая ситуация
является весьма распространенной. Сегодня
в большинстве стран мира растет
доля налоговых доходов и
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Федеральный экологический фонд РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный фонд
- Федеральный фонд
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
До этого также насчитывалось 7 нецелевых бюджетных фондов, только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.
Для всех этих фондов были определены
целевые источники
Начиная с 2001 г. было принято решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом.
Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах 2001 и 2002 гг. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.
Объединение целевых бюджетных
фондов с федеральным бюджетом в
большинстве случаев не означает,
что отдельные ведомства
Сохранение в качестве самостоятельного целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии во многом обусловлено принятием РФ на себя обязательств по ликвидации ядерных отходов.
В этой связи в федеральном бюджете 2002 г. предусмотрено, что все доходы от этой деятельности, а также исполнения обязательств РФ в области разоружения и контроля над вооружением должны зачисляться в Фонд Министерства РФ по атомной энергии в размере 13,89 млрд руб.
Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
- региональные налоги и сборы;
- отчисления от федеральных
регулирующих налогов и сборов,
распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов РФ, за
исключением доходов,
- неналоговые доходы.
Основная часть налогов сосредоточена в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ' от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также платежи за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от регулирующих доходов и сборов;
3) неналоговых доходов.
В 2006 г. доходы местных бюджетов будут обеспечиваться в основном за счет налога на доходы физических лиц (34,4%), налога на имущество физических лиц (8,8%), земельного налога, а также доходами от специальных налоговых режимов (налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и тому подобное). Собственные налоги местных бюджетов, как правило, не покрывают законодательно закрепленные за ними расходные обязательства, поэтому большинство местных бюджетов являются дефицитными. Так, в 2005 г. общий дефицит местных бюджетов оценивался в сумме 32,5 млрд руб. В 2006 г. размер дефицита, скорее всего, увеличится и составит 45,3—6,6 млрд рублей. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов другого уровня. Поэтому вполне закономерно, что значительную долю доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации — от 40 до 80% доходов.
Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Информация о работе Перспективы развития государственных доходов на 2010 год