Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:33, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – узнать, раскрыть и понять факторы развития экономического роста и разработка рекомендаций по его увеличению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. исследование тенденций и перспектив экономического роста в России;
2. изучить особенности современного экономического роста в России;
Введение………………………………………………………………………......
1. Теория экономического роста……………………………………………......
1.1 Сущность и показатели экономического роста……………………..……..
1.2 Типы, эффективность и качество экономического роста……………….
1.3 Прямые и косвенные факторы экономического роста…………………….
1.4 Проблемы экономического роста…………………………………………...
2. Анализ экономического роста страны………………………...……………..
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году………………………………………………...……………………...............
2.2 Уточнение параметров прогноза социально – экономического развития………………………………………………..………………………….
2.3 Структурные сдвиги в экономике………………………………..…………
3. Перспективы развития экономики России до 2017 года………...…………
3.1 Факторы и условия социально-экономического развития российской федерации в 2014-2016 году…………………………………………...………
Заключение…………………………………………………………...…………..
Список используемой литературы……………………………………………...
Вместе с тем, существует дополнительная потребность финансирования ключевых расходов, которые могут стимулировать долгосрочный рост. Эта потребность в основном заявлена в рамках дополнительных расходов по госпрограммам и оценивается в период 2014 - 2016 гг. в размере 1,1-1,2% ВВП. За счет улучшения общей инфраструктуры и расходов на высокотехнологические сектора и машиностроение экономический рост может увеличиться в 2015 - 2016 годах на 0,3 - 0,4 п. пункта. При этом, принимая во внимание долгосрочную отдачу от расходов на человеческий капитала и науку основной эффект будет наблюдаться за прогнозным периодом. В то же время финансирование этих дополнительных расходов не может быть осуществлено в рамках бюджетных правил.
Основные варианты прогноза
базируются на относительно благоприятных
оценках внешних условий и предполагают
умеренное восстановление мировой экономики
со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год
и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне
100 - 101 доллара США за баррель. Варианты
также предусматривают опережающее по
отношению к ценам на нефть снижение стоимости
экспортируемого газа в связи с усилением
конкуренции на европейских газовых рынках.
[http://www.doclist.ru/news/
Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает, относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса.
Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.
В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.
Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала.
Наряду со значительным
улучшением бизнес-климата вариант
предполагает смягчение денежной политики,
что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного
и потребительского кредита при сокращении
нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант
требует также резкого расширения государственного
спроса и модификацию существующих бюджетных
правил. [http://www.grandars.ru/
Вариант А - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 - 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 - 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 - 2,8 процента.
Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. за счет "фактора нефти" могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 - 3,4 процента.
Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 - 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза.
Таблица 6 - Экономическая динамика
2012 год - отчет |
2013 год - оценка |
2014 г од |
2015 г. |
2016 г. | |
прогноз | |||||
Цена на нефть Urals (мировая), долл. США/барр. | |||||
1, 3 |
111 |
107 |
101 |
100 |
100 |
А |
84 |
80 |
80 | ||
С |
113 |
116 |
120 | ||
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
1 |
3,4 |
1,8 |
3,0 |
3,1 |
3,3 |
3 |
5,7 |
6,2 |
6,8 | ||
А |
0,9 |
2,2 |
2,8 | ||
С |
3,4 |
3,2 |
3,4 | ||
Промышленность, % | |||||
1 |
2,6 |
0,7 |
2,2 |
2,3 |
2,0 |
3 |
4,2 |
4,1 |
3,8 | ||
А |
0,8 |
1,5 |
1,6 | ||
С |
3,1 |
3,0 |
2,5 | ||
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
1 |
6,6 |
2,5 |
3,9 |
5,6 |
6,0 |
3 |
12,3 |
14,7 |
14,8 | ||
А |
-1,7 |
2,5 |
4,5 | ||
С |
5,7 |
6,8 |
7,3 | ||
Реальная заработная плата, % | |||||
1 |
8.4 |
6,2 |
4,0 |
3,8 |
4,3 |
3 |
5,4 |
7,1 |
8,1 | ||
А |
3,6 |
3,9 |
4,0 | ||
С |
3,8 |
4,1 |
4,4 | ||
Оборот розничной торговли, % | |||||
1 |
6,3 |
4,2 |
4,0 |
4,4 |
4,7 |
3 |
6,8 |
8,4 |
8,9 | ||
А |
0 |
2,8 |
3,7 | ||
С |
4,5 |
5,1 |
5,1 | ||
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||||
1 |
528 |
511 |
506 |
507 |
518 |
3 |
519 |
531 |
550 | ||
А |
438 |
417 |
418 | ||
С |
551 |
575 |
606 | ||
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||||
1 |
336 |
344 |
353 |
367 |
384 |
3 |
387 |
422 |
464 | ||
А |
313 |
311 |
315 | ||
С |
362 |
387 |
414 |
В целом экономическая динамика
стала развиваться в 2013 году по траектории
не второго умеренно-оптимистичного, а
консервативного первого варианта сценарных
условий, который предполагал реализацию
ряда внутренних рисков и не рассматривался
в качестве базового при формировании
федерального бюджета. [http://base.garant.ru/
Заключение
Для обеспечения устойчивого роста и позитивных структурных сдвигов нужна крупномасштабная модернизация, представляющая суть нового этапа преобразований в Российской экономике. Вопрос в том как, какими методами она будет проводиться. От этого зависит облик России через 20, и через 50 лет.
Необходимость модернизации, включая структурные сдвиги в пользу готовых изделий с высокой добавленной стоимостью, с уменьшением зависимости от сырья и энергоносителей, подчеркиваются долгосрочным прогнозом развития мировой экономики: ожидается относительное сокращение рынков для товаров нынешнего российского экспорта, а также продовольствия, а стало быть, и ослабления влияния стран, зависящих от этих товаров.
Цены и тарифы естественных монополий существенно ниже цен на мировых рынках и в других странах. Издержки непрозрачны, но цены недостаточно высоки, чтобы стимулировать энергосбережение. По сути, речь идет не об экономии для потребителей, а просто о потерях. Отсюда подтверждение масштабного субсидирования экономики и населения со стороны естественных монополий, в конечном итоге тормозящего модернизацию и повышение эффективности.
Реформирование естественных монополий с целью сокращения издержек и цен на основе выделения конкурентного сектора, хотя оно находится в центре внимания правительства и общественности, не даст ожидаемого эффекта.
На этапе модернизации российской экономики главная ставка делается на частную инициативу. Это требует дальнейшей дебюрократизации и либерализации. В то же время в рамках, налагаемых политикой модернизации снизу, необходима активизация структурной политики. Государство не может брать на себя задачу обеспечения экономического роста, но оно обязано содействовать позитивным изменениям структуры производства и экспорта, которые не могут быть произведены одними рыночными силами.
Выбор пути развития российской экономики и общества в значительной мере зависит от того, какую роль будут играть две основные социальные силы сегодняшней России – бюрократия и бизнес. Модернизация снизу, а с ней и укрепление частной инициативы, демократических институтов, возможна только при доминирующей роли бизнеса. Отсюда необходимость его консолидации.
Для написания курсовой работы я выбрала именно эту тему: «Экономический рост в России: основные показатели и тенденции», потому что мне стало интересно узнать и изучить тенденции и показатели экономического роста. Также изучить факторы, типы экономического роста; какие политические процессы влияют на экономику страны; взаимосвязь экономического роста.
Для начала я провела анализ экономического роста страны. В данный анализ вошли факторы экономического роста , условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах, приоритеты социально-экономического развития.
В завершающем этапе изучила перспективы развития страны. Тем самым, выполняя свои цели поставленные в курсовой работе.
На этом считанную рассмотрения данной темы законченно. Ведь из этой курсовой можно увидеть то, что экономический рост довольно сложный процесс, а самое главное, что экономический рост важный процесс для жизни населения.
Список литературы
Интернет ресурсы:
http://www.doclist.ru/news/
http://www.grandars.ru/
http://base.garant.ru/
Информация о работе Перспективы развития экономики России до 2017 года