Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Поэтому важно знать, как достичь экономического роста, и найти оптимальные пути решения возникающих при этом проблем, всё это поможет лучше разобраться в экономике.
В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале
Введение...………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономического роста…………………………….5
1.1 Сущность, факторы и условия экономического роста…………………..5
1.2 Модели экономического роста……………………………………..…….13
2. Перспективы экономического роста России…………………...……….17
2.1 Основные тенденции экономического развития страны………………….17
2.2 Перспективы поддержания бюджетной стабильности……………………20
2.3 Развитие внешнеэкономического комплекса как фактор повышения экономики России……………………………………………..…………………26
Заключение…………………………………………………....………...………31
Список использованной литературы…………………………...…………...34
На этом фоне динамика показателей, имеющих непосредственное отношение к благосостоянию граждан страны, оказалась неоднозначной. С одной стороны, уровень официально зарегистрированной безработицы в 2012 г. сократился до 1,3 млн. чел, почти на четверть по сравнению с показателем предыдущего года, а общий уровень безработицы - до 4,6 млн. на 11,7%. С другой стороны, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2012 г. сократились на 0,2%, в то время как за аналогичный период 2011 г. они увеличились на 5,0%. Темпы роста реальной заработной платы оказались позитивными 2,7%, но и они существенно отставали от прошлогодних показателей 4,8%. Во многом это было обусловлено резким более чем в 1,4 раза ускорением роста потребительских цен. Сокращение реальных доходов населения в предвыборный год - крайне нежелательный факт для любого правительства, и нет ничего удивительного, что в России 2011 г. был принят целый ряд решений, направленных на увеличение социальных расходов.
Повышение эффективности экономики в значительной мере определяется позитивным вкладом реализации госпрограмм и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации. Это, прежде всего, комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ направляется около 2,7% ВВП, на финансирование комплекса программ и мер по развитию транспортной системы направляется около 1,2% ВВП. Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повысит качество человеческого капитала.
Потенциальный рост российской экономики в настоящее время оценивается в 5-6%. Достижение этих показателей предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента, мер по становлению системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов.
2.2 Перспективы поддержания бюджетной стабильности
Показатели дефицита, заложенные в бюджет на 2012-2014 гг., являются достаточно скромными и в случае позитивной внешнеэкономической конъюнктуры могут быть сведены к нулевому уровню. Именно так произошло в 2011 г.: при запланированном размере дефицита в размере 3,6% ВВП к концу года удалось выйти на профицит в размере 0,5% ВВП. Несмотря на это, стремительное нарастание расходных обязательств бюджета в предвыборный период вызывает серьезное беспокойство.
Во-первых, повышение бюджетных расходов способно серьезно обострить проблему инфляции. Несмотря на прогнозы правительства о том, что темп роста потребительских цен в 2011 г. уложится в пределы 6,5%-7%, только за январь-октябрь 2011 г. они повысились на 8,9% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Темпы роста цен производителей превысили этот показатель более чем вдвое, достигнув 18,9%, что на 4,3 процентных пункта больше показателя за соответствующий период 2010 года. Столь высокие показатели инфляции несовместимы с задачей улучшения делового климата, обусловливая чрезмерно высокий уровень процентных ставок и подрыв стимулов к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. С учетом этого, безусловным приоритетом является снижение темпов роста потребительских цен до уровня ниже 5% в год в течение 2012-2014 гг [14].
Во-вторых, в условиях
нестабильности
Дополнительную нагрузку
на бюджет создают
В случае дальнейшего развития кризисных тенденций в мировой экономике и ухудшения внешней конъюнктуры финансирование возрастающих бюджетных обязательств может столкнуться с серьезными трудностями. В предшествующие годы проблема финансирования бюджетного дефицита была в значительной мере смягчена благодаря ресурсам, накопленным на протяжении докризисного периода в Резервном фонде. Однако к концу 2011 г. возможности их использования для решения бюджетных задач существенно сократились. С начала сентября 2008 г. по начало ноября 2011 г. объем средств Резервного фонда снизился в 4,5 раза - с 3,50 трлн. руб. до 0,79 трлн. руб. В этих условиях источниками экстренного покрытия бюджетного дефицита могут стать средства Фонда национального благосостояния, повышение налоговой нагрузки на экономику и внешние заимствования.
Что касается Фонда национального благосостояния, то его средства, возросшие с 1 сентября 2008 г. по 1 ноября 2011 г. в 3,5 раз с 0,78 трлн. руб. до 2,73 трлн. руб., скорее, будут сохранены на случай резкого обострения кризисных тенденций по сценарию 2008 г. (обвал на фондовых рынках, глубокое падение мировых цен на сырье, спад в реальном секторе российской экономики). Хотя шансы на реализацию данного сценария незначительны, полностью сбрасывать со счетов его все же нельзя (например, в случае обострения кризиса еврозоны с выходом из нее отдельных стран).
В свою очередь, дальнейшее
повышение налогов может стать
барьером для посткризисного
восстановления российской
Данный документ предполагает достижение двух ключевых целей. С одной стороны, речь идет о повышении суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации. Сейчас он составляет ВВВ по шкале Standard & Poor's (со стабильным прогнозом) и Fitch (с позитивным прогнозом), а по шкале Moody's - Baa со стабильным прогнозом. По мнению Министерства финансов, эти показатели отражают существенную недооценку кредитного рейтинга страны, который должен быть повышен как минимум на одну ступень (до А и А2 по соответствующим шкалам). С другой стороны, на 2012-2014 гг. планируется резкий рост эмиссии государственных ценных бумаг, достаточный для того, чтобы профинансировать до 90% дефицита федерального бюджета. В результате размер государственного долга должен увеличиться с 11,2% ВВП в 2011 году до 17% в 2014 году. Хотя этот показатель существенно ниже предусмотренного «Основными направлениями» порогового значения, составляющего 25%, рост отношения государственного долга к ВВП за 3 года более чем в 1,5 раза не останется без внимания со стороны международных рейтинговых агентств, в последний год пристально следящих за показателями суверенного долга. Это тем более вероятно, что нынешние невысокие рейтинги России в первую очередь отражают ее высокую зависимость от конъюнктуры внешних сырьевых рынков. Резкое наращивание государственного долга на фоне сохраняющейся нестабильности мировой экономики и рынков сырья плохо совместимо с целью повышения кредитного рейтинга страны. Скорее, оно создает риски его пересмотра в сторону снижения [14].
Ситуацию дополнительно усугубляет то обстоятельство, что Министерство финансов планирует активно вовлекать в процессы рыночного кредитования субъекты федерации. По сути, это означает, что социальные расходы федерального центра финансировались за счет сокращения ресурсов, направляемых на финансирование бюджетных дефицитов на региональном уровне.
С учетом неуклонного
расширения расходных
С учетом сказанного, потенциал использования долговых механизмов финансирования бюджетных обязательств является весьма ограниченным. Поэтому можно ожидать, что уже после президентских выборов 2012 г. остро встанет вопрос о необходимости либо выбирать между сокращением соответствующих обязательств и повышением налогового бремени, либо использовать определенную комбинацию обеих стратегий. Оптимальным с точки зрения перспектив экономического развития был бы сценарий повышения эффективности расходов, предусматривающий не столько снижение социальных расходов, сколько отказ от новых экономически неоправданных проектов (в т.ч. имиджевых), радикальный пересмотр расходов по уже анонсированным проектам и целенаправленные меры по повышению эффективности бюджетных расходов (в первую очередь за счет сокращения «коррупционной составляющей» проектов и перехода к рыночным механизмам оптимизации соотношения «цена/качество». В социальной сфере, с учетом колоссального дефицита Пенсионного фонда который в 2012 г. угрожает превысить уровень 1 трлн. руб., императивом выглядит повышение пенсионного возраста. Что касается увеличения налогового бремени, то данный сценарий несет в себе риск дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности российской экономики, оттока капиталов и в конечном итоге - замедления темпов экономического роста.
2.3 Развитие внешнеэкономического комплекса как фактор повышения экономики России.
Состояние
Глобальный экономический
кризис нанес серьезный удар
по внешнеэкономическим
В то же время в 2011 г. были сделаны важные шаги, способные существенно усилить позиции России в мировой экономике. Главное достижение связано с завершением продолжавшегося 18 лет переговорного процесса по присоединению России к ВТО. В соответствии с достигнутыми договоренностями, средневзвешенная ставка импортной пошлины в России будет снижена с 10% до 7,8%; при этом средневзвешенная ставка по сельскохозяйственным продуктам снизится по сравнению с 13,2% в 2012 г. до 10,8%, а ставка по промышленным товарам - с 9,5% до 7,3%. Столь умеренное снижение, с учетом переходного периода, не должно оказать существенного влияния на конкурентные позиции российских производителей импортозамещающих товаров. В то же время доступ к принятым в ВТО механизмам устранения торговых ограничений и разрешения торговых споров способен существенно укрепить международные позиции российских экспортеров. Ожидается, что уже в 2012 г. ряд отраслей в первую очередь металлургия смогут почувствовать позитивные изменения в данной сфере. Кроме того, присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. До настоящего времени Россия была единственной крупной экономикой, остававшейся за пределами ВТО, что накладывало негативный отпечаток на ее восприятие в глобальном бизнес-сообществе. После присоединения на Россию будут распространяться принятые правила защиты прав участников внешнеэкономических операций в т.ч. инвесторов, что позволит более полно использовать возможности международного экономического сотрудничества.