Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с развитием теневой экономики в мире и в Республике Беларусь, предпосылками ее формирования, прогнозированием и поиском конкретных путей приостановления развития масштабов нелегальной деятельности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
— определить сущность и охарактеризовать основные формы проявления теневой экономики;
— проанализировать причины возникновения теневого сектора;
— систематизировать существующие подходы к решению проблемы
теневой экономики;
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретический аспект теневой экономики ….………………….………..6
1.1 Общая характеристика теневой экономики …………..………….6
1.2 Причины и условия возникновения
теневого сектора экономики…….. ..………………..…………....12
1.3 Структура теневой экономики………………………………..…...13
2. Анализ масштабов теневой экономики, борьба с ней в
Республике Беларусь, России, США и других странах…..……………15
2.1 Динамика показателей, характеризующих особенности
развития теневой экономики в РБ, России, США и других
странах мира ……………………………………………………….15
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики
в мировой практике ………………….……………………………17
3. Перспективы эффективного ограничения
теневой экономики …………………..…………………………………….26
3.1 Масштабы воздействия теневой экономики на современном
этапе и легализация незаконных доходов ….………………....26
3.2 Перспективы ограничения воздействия теневой экономики
государственными органами……………..…………….…………26
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………...………...32
Источник: [6, с.23].
Самую малую теневую экономику в мире на современном этапе имеет Швейцария. Ее размер в среднем за период 2001-2009г. составил 8,6%. При этом даже в этой стране теневая экономика за этот период увеличилась на 0,7 процентных пункта ВВП. США тоже имеет относительно небольшую долю экономической активности в тени – 9,0% ВВП в 2009г. и 8,8% в среднем за девять лет. В абсолютных цифрах это значит, что между пальцев государства проходит более $1трлн. разного рода экономических операций. В десятку самых «чистых» стран мира вошли также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая Зеландия, Сингапур и, на удивление, Китай. В Поднебесной только 13,5% экономики находится в тени. Это почти $700млрд. Даже высокая культура, солидарность и ответственность скандинавских стран не позволила им войти в первую двадцатку. Дания оказалась лишь на 21-м месте, Финляндия – на 22-м, Норвегия на 27-м, а Швеция – на 30-м. Среди бывших социалистических стран отметим успех Словакии. Она оказалась выше других в рейтинге стран с наименьшим объемом теневой экономики, на 31-м месте. Из стран Европейского Союза самые плохие дела у Латвии. Она – на 109-м месте. В этой стране в 2009г. 44,3% ВВП находилось в «тени». Из богатых стран Запада традиционно «серой» остается Италия – 27,4% ВВП производится в теневой экономике.
Авторитарные Россия, Казахстан и Беларусь с треском проигрывают борьбу с «теневой» экономикой. Их показатели гораздо хуже стран Центральной и Восточной Европы. В 2009г. в Казахстане от контроля «Большого брата» уходило 48,2% ВВП, в России – 52,0%, в Беларуси – 53% ВВП. Беларусь оказалась на 136-м месте между африканскими Бенином (135) и Конго (137).
Стоит внимательно подумать над этими расчетами. Около $25млрд. белорусской экономики находится в «тени». И это без наркотиков, проституции, самогоноварения и других, к сожалению, распространенных видов экономической деятельности. В 2009г. власти с $49млрд. официального ВВП собрали более 57трлн. бел. руб. налогов ($20,5млрд.). Если размер теневой экономики у белорусов составляет 53% ВВП, то это значит, что $26млрд. экономической активности не было охвачено налогами и регулированием. В итоге они не получили в бюджет около $11млрд. поступлений. Этих денег с лихвой бы хватило на выплату в течение года $300-долларовой пенсии всем пенсионерам и пособия по безработице для 500 тысяч человек в размере $120. Если бы размер теневой экономики был бы у нас, как в Швейцарии, то белорусский официальный ВВП был бы на $21млрд. больше. К тому же, мы бы ежегодно получали дополнительных доходов в бюджет при гораздо меньшей налоговой нагрузке в объеме $9млрд [15].
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Показатель 40-50% считается критическим. Принято считать, что на этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества [17, c.105].
Вот в какие огромные суммы издержек обходится нам жадность распорядителей чужого и неумение учитывать все издержки государственного интервенционизма. Размер теневой экономики – это яркий пример провала государства. Таким образом, с ней бесполезно бороться запретами, контрольными органами, высокими штрафами и тюрьмой. Очищение экономики от «тени» нужно начинать с существенного сокращения налоговой нагрузки и дебюрократизации экономики.
2.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики в мировой практике
Смягчение масштабов теневой экономики связано с очень серьезными усилиями, в том числе политическими. Это продвижение по пути реальной демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, борьба с коррупцией в госаппарате [17, c.106].
В свете глобальности межбанковских
операций пресечение деятельности по
«отмыванию» денег
· постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег и обмен полученной информацией на межгосударственном уровне;
· изучение методов перемещения денежных средств, в том числе сопоставительный анализ методов, применяемых наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;
· отслеживание процессов проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры с использованием незаконно полученных капиталов;
· постоянное ужесточение порядка отчетности банков по клиентуре и применение за его нарушение таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;
· отслеживание процессов срастания организованной преступности с легитимными преступными финансовыми институтами;
· усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений, а также за функционированием некоммерческих структур, создающих благотворительные фонды (кассы);
· анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;
· постоянное совершенствование работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег [10, c. 88].
Как показывает опыт многих стран, в настоящее время организованная преступность активно пытается “легализироваться”, то есть проникнуть в легальную экономику и даже в некоторой степени контролировать ее. Именно поэтому борьба с отмыванием денег уже давно приняла международный характер, следствием чего явилась разработка ряда международных договоров, предназначенных для противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. К таким документам можно отнести прежде всего Конвенцию ООН “О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ” 1988 года (Венская Конвенция) и Конвенцию Совета Европы “Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности” 1990 года (Страсбургская Конвенция). В дополнение к данным документам важную роль в становлении международных принципов в борьбе с легализацией средств, нажитых преступным путем, сыграли Директива Совета Европы ЕС 91/308 и Сорок рекомендаций FATF (Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег), которые на сегодняшний день действуют в редакции от 28 июня 1996 года. Стоит отметить, что тем самым была создана концепция борьбы с отмыванием денег, ставшая своего рода базой для становления национального законодательства большинства стран мира [12].
Особый интерес
для правоохранительных органов
многих стран в плане противодействия
легализации криминального
1. Мониторинг достижений стран - участниц FATF в деле осуществления мер по борьбе с “отмыванием” денег посредством ежегодного двухступенчатого процесса самооценки своей деятельности и более детальной оценки деятельности других стран-участниц.
2. Изучение тенденций и методов “отмывания” денег, создание на их основе мер противодействия и включение их в так называемые “Сорок рекомендаций.
3. Оказание содействия
по принятию и выполнению
В данный момент членами FATF являются 26 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Сингапур. В состав FATF также входят две международные организации: Комиссия Евросоюза и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Исполнительным органом FATF является Секретариат, который возглавляет президент, избираемый сроком на один год из числа официальных государственных лиц стран-участниц [20,c.75].
FATF создавалась
с целью разработки мер для эфф
В четвертой рекомендации говорится о том, что “каждое государство должно предпринять необходимые меры (включая и меры законодательного характера) для того, чтобы в соответствии с Венской Конвенцией квалифицировать “отмывание” денег как уголовное преступление. Каждая страна должна установить ответственность за преступление, связанное с “отмыванием” доходов от торговли наркотиками, как за тяжкое преступление”.
Рекомендации с 10-й по 21-ю, а также 23-я регламентируют деятельность как банков, так и небанковских финансовых учреждений, направленную на противодействие легализации преступных средств. В соответствии с ними финансовые учреждения обязаны:
Еще одним из
положений «Сорока рекомендаций
Несмотря
на то, что «Сорок рекомендаций»
не имеют обязательной
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 Масштабы воздействия теневой экономики на современном этапе и легализация незаконных доходов
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не более оптимистично. Не смотря на то, что уровень теневой экономики, попадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии 25 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, тем не менее сокращение доходов населения почти в четыре раза и снижение уровня средних зарплат со 110 долларов в начале 1998 года до 30 долларов весной 2001 года во многом способствовали развитию так называемой “серой” экономики, оказавшейся спасительной в условиях экономического кризиса в стране. “Серая” экономика - вид экономической деятельности, осуществляемой с нарушениями административного законодательства. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, “челночная” и рыночная торговля без уплаты налогов. Уровень “серой” экономики оценивается почти 80 % от официального ВВП. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в “тень” валютного рынка страны. [10, с.89].
Информация о работе Перспективы эффективного ограничения теневой экономики