Планирование прибыли на предприятии, пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы планирования прибыли на предприятии.
Задачи курсовой работы:
-изучить теоретический материал по планированию прибыли;
-провести анализ, определить величину прибыли предприятия
-предложить мероприятия по увеличению и планированию прибыли ОАО «Мотор-Супер».

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (ПЕЧАТЬ).doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Плановая и  фактическая прибыль направляются на уплату процентов за краткосрочные  кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенные правами юридических лиц; отчисления в государственный бюджет по установленным нормативам к расчетной прибыли; остающаяся в распоряжении трудового коллектива чистая плановая и фактическая прибыль направляется на образование по установленным нормативам фондов развития производства, науки и техники, социального развития, оплаты труда, сальдо экономических санкций, отчислений в фонд материального поощрения и др.

Для целей анализа  производственно – хозяйственной  деятельности предприятия или для некоторых естественных монополистов (если установлен предельный уровень рентабельности) определяют плановый и фактический уровень рентабельности как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции (рентабельность продукции) либо как отношение прибыли к производственным фондам (рентабельность производства). При этом за основу берется балансовая прибыль, уменьшенная на сумму внереализационных доходов. Такой метод определения прибыли позволяет получить точные данные об уровне рентабельности продукции и производства.

 

 

1.2 Источники формирования прибыли

   В условиях рыночных отношений, имеются три основных источника получения прибыли:

Первый источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи  своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

в-третьих, от объемов  производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. При углублении анализа прибыли мы приходим к выводу, «что может существовать иной источник экономической прибыли, не связанный с управляющей, инновационной и рисковой функцией предпринимателя» [8,с.175]- монопольная власть. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.  Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли

 

1.3.Факторы, влияющие на величину прибыли

     Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. [6,с.235] Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на её получение, классифицируют по различным признакам.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.

К непроизводственным факторам относятся, например, снабженческо – сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методика планирования прибыли на примере                                                ОАО «Мотор-Супер»

Планирование  прибыли – важнейший инструмент управления предприятием. Величина прибыли планируется по каждому виду деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятии различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период. Основными методами планирования прибыли на ОАО «Мотор-Супер» являются:

метод прямого  счета;

аналитический метод;

метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета :

В наиболее общем виде прибыль –  это разница между ценой и  себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли  необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп                                                                       (4)

где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Исходя из того, что объем реализуемой  продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

Прп= По1 + Птп − По2                                                                   (5)

где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

По1 - прибыль в остатках продукции, нереализованной на начало планируемого периода;

Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета  лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем  реализуемой продукции в ценах  и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого  счета – метод поассортиментного  планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции, для чего необходимо располагать  соответствующими данными. Прибыль  суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

 Данное предприятие принимает укрупненный метод прямого счета, так как выпускает продукцию с незначительной номенклатурой. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

В современных  условиях хозяйственный метод прямого  счета можно использовать при  планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при  большой  номенклатуре очень трудоёмок.

Аналитический метод:

Аналитический метод планирования прибыли на ОАО «Мотор-Супер» применяется дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.

Преимущество  метода состоит в том, что он позволяет  определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Первым этапом аналитического метода является определение  базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:

Рб   = (Пбаз : Стп) × 100%                                                        (6)

где Рб – базовая рентабельность;

Пбаз–  прибыль базисного года;

Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

С помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года (Пплан) на объем товарной продукции планируемого года (Nт), но по себестоимости базисного года:

Пплан = Nт × Рб / 100%                                                       (7)

Далее расчет ведется  в определенной последовательности:

  1. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.
  2. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности.
  3. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен.
  4. Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования.

В итоге следует учесть изменение  прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало  и на конец планируемого периода.

В отличие от метода прямого счета, аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

В ряде случаев  применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

Рассмотренные выше методы определения прибыли  создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры  прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ                                    ОАО «Мотор-Супер»

2.1. Общая характеристика ОАО «Мотор-Супер»

         Открытое акционерное общество «Мотор-Супер» является одним из предприятий электромашиностроения. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своими наименованиями, товарный знак, расчетный, валютные счета. Основной вид деятельности ОАО «Мотор-Супер» - производство электрических машин, электроводонагревателей. Осуществляется также сервисное обслуживание поставляемой продукции; ремонт электродвигателей переменного тока.

Разработка  миссии предприятия является первым этапом стратегического планирования деятельности организации.

Цели организации:

  • увеличение доли производимых в России крупных электрических машин (КЭМ) и электрогенераторов;
  • увеличение доли поставок комплектного оборудования;

освоение рынка  энергосберегающих технологий, сервисных  монтажных работ и выпуска  продукции для ремонта и реконструкции  действующих производств, сохранение промышленного потенциала, обеспечение  экологической безопасности производства и других требований законодательства.

Продукция ОАО  «Мотор-Супер» характеризуется высокой надежностью и долговечностью, их изделия успешно работают в самых разных отраслях промышленности.  Низкие цены и высокое качество поставляемого оборудования - это гарантия быстрой окупаемости вложенных потребителем средств.

Информация о работе Планирование прибыли на предприятии, пути её совершенствования