Платежный баланс России. Факторы, влияющие на его состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

Платёжный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Данные платёжного баланса отражают, как в течение одного отчётного периода развивалась внешняя торговля, которая непосредственно влияет на обменный курс национальной валюты, уровень производства, занятости и потребления. Платёжный баланс позволяет проследить, в каких формах и объемах осуществлялись как иностранные инвестиции в страну, так и инвестиции за границу, своевременно ли происходило погашение внешней задолженности страны или имели место просрочки и её реструктуризация.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1.Определение платежного баланса………………………………..
2. Структура платежного баланса………………………………
3. Методы регулирования платежного баланса…………………
4. Факторы, влияющие на составление платежного баланса…………….
5. Анализ платежного баланса Российской Федерации за 2012 год…….
Заключение………………………………………………..
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПБ.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

3. Методы регулирования платежного баланса

Причины государственного регулирования платежного баланса:

1) платежному балансу  присуща неуравновешенность, которая  проявляется при длительном и  крупном дефиците у одних стран и чрезвычайно активном сальдо у других.

2) после отмены золотого  стандарта в 30-х годах ХХ  века стихийный механизм выравнивания  платежного баланса путем ценового  регулирования действует крайне  слабо.

3) в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой  регулирования платежного баланса  служат:

1. Государственная собственность,  в том числе официальные золотовалютные  резервы;

2. Рост доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет;

3. Непосредственное участие  государства в международных  экономических отношениях как  экспортера капиталов, кредитора,  гаранта, заемщика.

4. Регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие  страны (что имеют активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию.

Странами с  дефицитом платежного баланса, как  правило, применяются такие мероприятия  с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения  иностранных капиталов и ограничения  вывоза капитала.

1. Дефляционная политика - политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из основных ее инструментов служат финансовые и  денежно-кредитные мероприятия:

- Уменьшение  бюджетного дефицита;

- Изменения  учетной ставки центрального  банка (дисконтная политика);

- Кредитные  ограничения;

- Установление  пределов роста денежной массы.

2. Девальвация - снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Правда, делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения - блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортером, концентрирование валютных операций в уполномоченных банках, направленное на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика.

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское  повышение импортных пошлин; отмена налогов с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (т.е. установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного взаимодействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

- Торгового  баланса;

- "Невидимых"  операций;

- Движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. Стимулирующими факторами для экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков является целевые экспортные кредиты, страхование их от экономических и политических рисков; введение льготного режима амортизации основного капитала; другие финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например: США Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

С целью регулирования  платежей и поступлений по "невидимым" сделкам платежного баланса применяется:

• ограничение  нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или  опосредованное участие страны в  создании туристической инфраструктуры с целью привлечения (поощрения) иностранных туристов;

• содействие строительству  морских судов за счет бюджетных  средств для уменьшения расходов по статье "Транспорт";

• расширение государственных  расходов на научно-исследовательские  работы с целью увеличения поступлений  от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование  миграции рабочей силы. В частности, ограничения въезда эмигрантов для  сокращения переводов иностранных  рабочих.

Все оценки торговли товарами, основанные на таможенной статистике, учитывают стоимость, декларируемую на таможне импортерами и экспортерами.

1. Меняется территориальная  оценка. В таможенной статистике  заморские департаменты и территории  приравниваются к заграничным  в то время, как в платежном  балансе, как правило, входят  в состав национальной территории.

2. Таможенная  статистика включает серию операций, которые в платежном балансе  не должны фигурировать в позиции  "Товары": операции без оплаты (примерно 40 млрд. по импорту и  по экспорту) и операции с очень  ограниченными количествами, но  и деньги порой уравновешиваются как понятия идентичные, хотя валюта также конечная (завершающая) обработка маржи и различные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Факторы, влияющие на составление платежного баланса

Платежный баланс прямо и обратно связан с процессом воспроизведения. С одной стороны, он формируется под непосредственным влиянием процесса воспроизведения, с другой - влияет на последней через курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, валютное состояние, внешнюю задолженность.

На состояние платежного баланса влияют следующие факторы:

1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

2. Циклические колебания экономики.

3. Рост заграничных государственных расходов, связанных с милитаризацией экономики и военными расходами.

4. Усиление международной финансовой взаимозависимости.

5. Изменения в международной торговле.

6. Влияние валютно-финансовых факторов.

7. Негативное влияние инфляции.

8. Торгово-политическая дискриминация определенных стран.

9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.

Рассмотрев множественность факторов, влияющих на платежный баланс, напрашивается вывод, что достичь ежегодной сбалансированности поступлений в страну или ее выплат другим странам - задача чрезвычайно сложная. Поэтому вряд ли какое-либо государство мира ставит его для беспрекословного решения, поскольку не существует непосредственной угрозы нарушения экономической стабильности при определенном невыполнение входных и восходящий потоков. Однако, как и везде, здесь также должна придерживаться определенная мера.

Так, долгосрочное пассивное сальдо платежного баланса приводит к тому, что для покрытия дефицита иностранной валюты нужно использовать официальные резервы, уменьшая их объемы. Эти резервы не безграничны. Поэтому страна, чтобы исправить ситуацию, вынуждена идти на введение различных протекционистских мер для сдерживания импорта и увеличения экспорта. Следствием дефицита платежного баланса может стать изменение курсовой стоимости национальной валюты. Валютный курс, с одной стороны, отображает состояние платежного баланса, а с другой - является одним из факторов, существенно влияющий на состояние платежного баланса.

Что касается долгосрочного активного сальдо платежного баланса, то здесь могут быть негативные последствия. Если активное сальдо достигается за счет положительного сальдо платежного баланса, то это означает, что импорт не перекрывает экспорта и фактический уровень потребления становится меньше потенциально возможного. Если сальдо формируется под влиянием значительного превышения притока капитала над его оттоком, то страна превращается в принимающую сторону со всеми возможными негативными последствиями.

Ведь иностранные инвестиции - это своего рода допинг для национальной экономики, поскольку со временем часть валового национального продукта, созданного в стране, в виде прибыли инвестора будет отходить за границу, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.

Кроме того, долговременное превышение притока валюты в страну над ее оттоком может быть причиной инфляции, обесценивания национальной денежной единицы и повышения уровня цен на внутреннем рынке. Ведущие страны принимают меры по обеспечению стабильности рыночных курсов своих валют через согласованное межгосударственное влияние на деятельность валютных рынков, усиление воздействия официальных органов на курсы с целью ограничения рамок их колебания. Для этого центральные банки проводят совместные валютные интервенции.

 

 

5. Анализ  платежного баланса Российской Федерации за 2012 год

В 2012 году на фоне замедления темпов роста российского экспорта счет текущих операций стал более сбалансированным. В этих условиях наметились предпосылки к активизации привлечения внешних финансовых ресурсов и сокращению вывоза частного капитала. Сохранилась устойчивость обменного курса рубля и продолжилось накопление международных резервов.

Профицит счета  текущих операций составил 74,8 млрд. долларов США (на 23,1% меньше, чем в предыдущем году). Ежеквартальное уменьшение относительно сопоставимых периодов 2011 года наблюдалось со II квартала 2012 года. При незначительном сокращении положительного сальдо торгового баланса до 193,3 млрд. долларов США определяющим стал суммарный эффект роста дефицита балансов услуг, первичных и вторичных доходов.

В 2012 году соотношение  деловых и личных поездок продолжало смещаться в пользу первых: на их долю пришлось 64% всего экспорта услуг (55% годом ранее), а на личные поездки – 36% (45%). При этом для стран СНГ это соотношение составило 76% (63%) и 24% (37%) соответственно, а для стран дальнего зарубежья – 56% (49%) и 44% (51%). Тем самым наблюдалась общая как для стран СНГ, так и для стран дальнего зарубежья направленность – увеличение доли деловых визитов в Россию и сокращение поездок, совершенных с личными целями. Импорт услуг по статье «Поездки» составил 42,8 млрд. долларов США, в том числе безучета приобретенных домашними хозяйствами – владельцами иностранной недвижимости 58 товаров длительного пользования для собственных нужд в принимающей стране без ввоза их на территорию Российской Федерации – 42,1 млрд. долларов США (по сравнению с 2011 годом прирост импорта составил 30%)

Максимальные  расходы в 2012 году, как и годом  ранее, граждане Российской Федерации осуществили на территории Турции, Германии и Финляндии. В 2012 году сохранилось преобладание личных поездок. Доля затрат на такие выезды в рассматриваемом периоде в целом, продолжив рост, достигла 95%. При этом удельный вес поездок с деловыми целями в страны СНГ увеличился на 1 процентный пункт по сравнению с базисным периодом (до 10%), а в страны дальнего зарубежья, напротив, уменьшился на 2 процентных пункта (до 4%), вследствие сокращения деловых контактов граждан Российской Федерации с партнерами стран дальнего зарубежья, преимущественно из-за кризисных явлений на территории этой группы стран. Количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в рассматриваемом периоде (включая въехавших с целью временного трудоустройства), выросло по сравнению с 2011 годом на 7% и составило 33,2 млн. человек, в том числе из стран СНГ – 19,8 млн. человек (на 6%), из стран дальнего зарубежья – 13,4 млн. человек (на 9%). Наибольшими темпами росло число въезжающих граждан Казахстана (на 19%), Армении (на 12%), Туркмении и Узбекистана (на 10%), Украины (на 6%). Из стран дальнего зарубежья в 2012 году Россию посетило на 69% больше граждан Польши, на 13% – Финляндии, на 8% – Греции, на 6% – Германии, на 5% – Франции, на 4% – Соединенного Королевства и Эстонии, на 3% – США. Втоже время въезд изЛатвии сократился на 19%, изЛитвы – на 11%. Численность резидентов, выехавших за пределы Российской Федерации (в том числе с целью временного трудоустройства), увеличилась на 9% до 44,6 млн. человек. Страны СНГ посетило 15,5 млн. россиян (рост на 2%). В страны дальнего зарубежья выехали 29,1 млн. человек (на 14% больше).

Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России, снизилось в 2012г. по сравнению с 98,8 млрд долл. в 2011г. на 17,7% - до 81,3 млрд долл. Об этом свидетельствуют материалы Центрального банка (ЦБ) РФ. По оценке ЦБ РФ, положительное сальдо торгового баланса в 2012г. сократилось на 1,5% и составило 195,3 млрд долл. против 198,2 млрд долл. в 2011г. Экспорт товаров из страны в 2012г. Банк России оценивает в 530,7 млрд долл., импорт - в 335,4 млрд долл. По данным ЦБ РФ, за I квартал 2012г. положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса России составило 39 млрд долл., за II квартал - 18,2 млрд долл., за III квартал - 6,7 млрд долл. и за IV квартал - 17,3 млрд долл. Положительное сальдо торгового баланса за I квартал 2012г. составило 58,7 млрд долл., за II квартал - 49,7 млрд долл., за III квартал - 38,4 млрд долл. и за IVквартал- 48,6млрд долл. Согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2013-2015гг., поступившим в Госдуму, по итогам 2012г. положительное сальдо счета текущих операций составляет 79,9 млрд долл., а профицит торгового баланса РФ - 190,6 млрд долл. При этом, по оценке ЦБ РФ, экспорт товаров из России в 2012г. составит 533,5 млрд долл., импорт - 342,9 млрд долл. В 2012г.

Информация о работе Платежный баланс России. Факторы, влияющие на его состояние