Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:43, лекция
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага. Полезность блага (U (измеряется в ютилях)) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны. Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага.
Полезность: общая и предельная
Главным фактором, определяющим потребительский
выбор, является полезность того или иного
блага.
Полезность блага (U (измеряется в ютилях))
- это его способность удовлетворять какую-либо
потребность, приносить человеку удовлетворение.
Полезность выражает не столько физические
свойства блага, сколько отношение к нему
потребителя, суждение потребителя о благе,
т.е. его субъективное восприятие полезности
блага. Например, сигареты для курильщика
обладают полезностью, в то время как для
человека некурящего сигареты бесполезны.
Полезность экономического блага зависит
от интенсивности потребности и количественной
ограниченности блага, т.е. полезность
рассматривается как функция от количества
потребляемого блага.
где U - полезность товара; Q - количество
товара.
Полезность
имеет две основные формы:
- предельная полезность (MU) - добавочная
полезность, извлекаемая от потребления
дополнительной единицы блага;
- совокупная (общая, суммарная) полезность
(ТU) - полезность, приносимая всей массой
потребляемых благ, т.е. совокупная полезность
есть сумма предельных полезностей:
Первая
пара туфель (при отсутствии таковых)
обладает очень высокой
TU - total utility
(общая полезность);
MU - marginal utility (предельная возможность)
Таблица 1.
Общая и предельная полезность мороженого для отдельного потребителя
Число |
Общая
полезность |
Предельная
полезность |
1 |
10 |
10 |
С увеличением количества мороженого предельная полезность в нашем примере убывает. Каждое доп морож приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.
Обозначим общую полезность TU, предельную полезность MU, а общее количество Q и построим по данным табл. 1 соответствующие графики (рис. 1).
Рис. 1. Общая полезность (а) и предельная
полезность (б).
Каким же образом полезность связывается со спросом? Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например 1 руб. имеет полезность, равную двум единицам полезности.
Тогда наша таблица будет выглядеть следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):
Таблица 2. Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)
|
Представим теперь данные табл. 2 графически (рис. 2).
Рис. 2. Полезность, выраженная в денежных
единицах.
а - общая полезность; б - предельная полезность.
Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на мороженое при различных значениях цены мороженого. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.
Допустим, цена одного мороженого равна 5 руб. Сколько мороженок купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая одно мороженое, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второе мороженое при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго мороженого.
Сколько мороженок купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первые мороженое принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. - приобретает 4 руб. - теряет), второе мороженое дает эквивалентный обмен полезностей, а третье уже приносит "убыток".
Предполагая последовательно цену мороженого равной 3, 2, 1 руб., мы получим следующие результаты:
Цена мороженого, руб. |
Объем спроса, шт. |
5 |
1 |
Используя эти данные, можно построить линию спроса потребителя.
Рис. 3. Линия спроса потребителя.
Сравнив рис. 3 и 2,б, можно сделать следующие выводы.
Линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
Предельная полезность обратно пропорциональна объему потребляемых благ.
Предельная полезность может иметь отрицательное
значение. Первая порция мороженого
в жаркий день обладает высокой полезностью,
вторая меньшей, третья - еще меньшей, ...
десятая порция будет иметь отрицательную
полезность (приведет к ангине).
Закон убывающей предельной полезности
определяет и динамику полезности, приносимой
всей массой потребляемых благ. Поскольку
общая полезность представляет собой
сумму предельных полезностей, то очевидно,
что с увеличением количества благ данного
вида происходит приращение совокупной
полезности, но рост этот происходит все
замедляющимися темпами.
Закон убывающей предельной полезности
Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно, начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.
Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.
Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.
Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, следует сделать следующие предположения (допущения):
1. Упорядоченность предпочтений потребителя, т.е. предпочтения уже сформировались, для каждых конкретных товаров А и В потребитель может утверждать: A>B, A<B, A=B.
2. Транзитивность предпочтений. Это допущение касается логики предпочтений: если A>B и B>C, то A>C.
3. Наличие необходимой информированности о ситуации на рынке.
4. Ненасыщенность потребностей, т.е. чем больше, тем лучше: A+1>A.
5. Каждый потребитель исключительно рационален (наибольший эффект при наименьших затратах) и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.
По мере увеличения количества пар обуви
их общая полезность возрастает (две
пары туфель обладают большей полезностью,
чем одна, три большей, чем две и т.д.), но
поскольку каждая дополнительная пара
приносит все меньшую и меньшую полезность,
то общая полезность растет, но все медленнее
и медленнее.
Разграничение понятий общей и предельной
полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита:
почему вода, столь необходимая людям,
дешева, а алмазы, не представляющие собой
предметы первой необходимости, столь
дороги. Дело в том, что вода имеется в
изобилии (как правило), а алмазы встречаются
редко. Следовательно, потребность в воде
может быть легко удовлетворена и ее предельная
полезность невысока, количество же алмазов
ограничено и их предельная полезность
высока, поэтому цена воды низкая, а алмазов
- высокая.
Всякий потребитель стремится к максимизации общей полезности. Однако
если товар и обладает полезностью для
потребителя, то существуют факторы, ограничивающие
возможность приобретения его: это цена
товара и доход потребителя (бюджетное
ограничение). Поскольку величина дохода
и цены заданы, то потребитель не может
купить все те блага, которые ему хотелось
бы. Бюджетное ограничение и, следовательно,
невозможность удовлетворения всех потребностей
заставляет потребителя распределять
свои доходы в соответствии с его представлениями
о полезности и выгодности (предпочтительности)
выбираемых товаров.
Таким образом, теория потребительского
поведения предполагает анализ трех проблем:
полезности, дохода и цены, при этом теория
исходит из того, что потребитель ведет
себя рационально, т.е. он стремится получить
максимум результатов при минимуме затрат
(достичь наибольшей совокупной полезности,
затратив минимум средств).
Потребительский выбор - это оптимальный
выбор, максимизирующий функцию полезности
рационального потребителя в условиях
ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.
Ординалистский подход основан на следующих положениях:
1. Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.
2. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.
3. Инструментальный анализ спроса потребителя.
Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.
Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).
Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Данная модель поведения потребителя объясняет влияние цены товара на выбор потребителя.
Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос:
1. При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения.
2. При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода.
Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.
Эффект замещения.
Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.
Эффект дохода
Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?
Для этого используем графическую модель Дж. Хикса.
R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.
Для того, чтобы разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.
В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:
1. нормальные товары
2. товары низкого качества
3. товары Гиффена
Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода: